Проект «ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся»
07.12.2025
Актуальность
«Пусть гением будет ребенок лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира» Выготский Л.С.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС ДО - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом, развитым нестандартным видением мира, раскрепощенным мышлением.
Работая в детском саду, мы стараемся внедрять инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Мы предполагаем, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, а особенно у способных детей, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии, что в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребенка дошкольника. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка
активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению и выявить способных
детей.
Методика ТРИЗ
Методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Поэтому данная технология обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии интеллектуально - творческих способностей детей дошкольного возраста, в частности, детей с интеллектуальными способностями. Объединяющим началом всех видов творческих качеств личности является способность человека приобретать новые знания, готовность к решению проблем и проявление исследовательского поведения, а для этого оптимальным условием является использование творческих задач в технологии ТРИЗ. Что гарантированно способствует формированию коммуникативно-речевых умений детей, развитию их познавательных способностей. Использование игр и упражнений ТРИЗ технологии поможет усилить эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта.
Воспитание современного ребенка и его интеллектуальных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, которые смогут изменить будущее России. А для этого стране нужны люди, владеющие способами инженерного мышления.
Паспорт педагогического проекта «ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся»
Название | Содержание |
Тема: «ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся» |
|
Объект | Воспитанники подготовительной группы «Медвежата |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы «Медвежата», воспитатель, специалисты ДОУ, родители |
Гипотеза | Влияние технологии ТРИЗ на развитие интеллекта и способностей подготовительной группы |
Вид проекта | познавательный, творческий (игровой) |
Срок реализации проекта | краткосрочный февраль-март 2023 г. |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Интеграция образовательных областей | Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие |
Формы реализации проекта | Организованная совместная деятельность педагога и детей, родителей и детей, дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, чтение художественных произведений, слушание музыкальных произведении, тематические консультации, рекомендации, беседы, памятки, совместные развлечения |
Цель проекта: раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и
особенно способных детей посредством ТРИЗ – технологии.
Задачи:
- формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
- вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности;
- учить самостоятельно добывать информацию через поисковую деятельность;
- поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и критическое отношения к миру;
- развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы;
- воспитывать у детей интерес к процессу познания;
- воспитывать умение работать в коллективе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка.
Новизна: использование нетрадиционной формы работы, которая ставит ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Продукты проектной деятельности:
· Тренинги по признакам;
· Д\и «Да-нетка»;
· Д\и «Вопросы»;
· Круги Луллия;
· Д\и «Волшебники»;
· «Морфологическая таблица»;
· «Системный оператор»
Ожидаемый результат:
· Активизация познавательных процессов и исследовательских навыков дошкольников.
· Решение задач, не считая полученное решение, единственно верным, умение оценивать свои идеи с точки зрения идеального конечного результата (экономии времени и средств).
· Творческая личность, которая сама принимает творческие задачи, умеет с ними работать (решать), а из решения ставит новые задачи.
· Умение рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
· Интенсивно развивается вид мышления: словесно-логический, отвлеченное мышление.
· Владение приемами логического мышления, такими как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Работа педагогов
· Проведение мониторинга по выявлению интеллектуального уровня дошкольников;
· Подготовка дидактического материала;
· Составление перспективного плана;
· Консультации для педагогов «Использование технологии ТРИЗ для формирования и развития творческих, познавательных способностей старших дошкольников»
· Консультации для педагогов «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Работа с детьми
· Ознакомление с новыми технологиями;
· Совместное изготовление атрибутов к дидактическим играм.
Взаимодействие с родителями
· Привлечение родителей к проекту;
· Консультации для родителей «Использование ТРИЗ - технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»;
· Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»
2. Основной этап
· Цикл занятий согласно перспективному плану;
· Проведение дидактических игр.
3. Заключительный
· Подведение итогов работы над проектом;
· Анкетирование родителей;
· Сравнительная диагностика детей;
· Презентация проекта.
План реализации проекта
Подготовительный этап | |||
№ п\п | Мероприятия | Цель | Участники |
1. | Первичный мониторинг | Выявление интеллектуального уровня детей | Дети группы |
2. | Подбор материала | Систематизация подобранного материала | Воспитатель Педагог-психолог |
3. | Составление перспективного плана | Повышение интеллектуального уровня старших дошкольников | Воспитатель Педагог-психолог |
4. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта | Ознакомление родителей с проектом | Воспитатель Педагог-психолог Родители |
Основной этап | |||
1. | Цикл занятий | Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию. | Воспитатель Педагог-психолог Дети |
2. | Дидактические игры | Развитие логического, креативного мышления | Воспитатель Педагог-психолог Дети |
Заключительный этап | |||
1. | Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника | Повышение компетентности педагогов | Воспитатель Педагог-психолог |
2. | Анкетирование родителей «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». | Повышение педагогической культуры родителей по вопросу интеллектуального развития ребенка | Воспитатель Педагог-психолог |
3. | Сравнительная диагностика детей | Выявление уровня интеллектуального развития детей | Воспитатель Педагог-психолог |
4. | Итоговое мероприятие – викторина «Знатоки» | Формировать связную доказательную речь через использование приёмов технологии ТРИЗ. | Воспитатель Педагог-психолог Дети |
5. | Презентация проекта | Закрепление и обобщение пройденного материала | Дети |
Заключение
Проект «ТРИЗом увлекаемся, играя, развиваемся» освещает работу с детьми подготовительной группы, имеющими интеллектуальные способности. Данный проект направлен на выявление интеллектуальных способностей, обогащение и активизацию словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи старших дошкольников. В условиях реализации проекта особое внимание уделяется знакомству детей с элементами технологии ТРИЗ через дидактические игры, что способствует развитию их интеллектуального развития. Этот проект содержит основную работу по формированию системного мышления, примененную в образовательных областях, а главное, в повседневной жизни самого ребенка, в котором принимают участие родители, дети, воспитатель данной группы и педагог-психолог.
В проекте много интересного, обучающего для детей: составление рассказов, дидактические игры, практическая работа совместно с родителями и детьми, оформление предметно-развивающего пространства совместно с родителями группы. Работа проводится на занятиях, и в основном в свободной деятельности.