КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ – ДЕТСКОГО САДА № 393 Основная образовательная программа МБДОУ - детский сад №393 (далее – ООП ДО) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО). ООП ДО позволяет объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей. В соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, что позволяет использовать ее инновационные разработки и приводит к повышению качества дошкольного образования в Организации. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО, объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от общего объема Программы и рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования; включает время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности/активности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, используются элементы региональной образовательной программы «СамоЦвет» под ред. Грединой О.В., Направление, выбранное участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы детей, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива объединения, специфику национальных, социокультурных условий Среднего Урала и г. Екатеринбурга. Включение региональной программы «СамоЦвет» предоставляет более широкие возможности для познавательного, социального, личностного и физического развития ребенка. Данная часть ООП ДО учитывает потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, возможности педагогического коллектива. Её элементы реализуются в дошкольных группах ДОО. Цели и Задачи Программы Цель – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (п. 14.1. ФОП ДО). Задачами Программы являются: 1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО. 2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. 3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития. 4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности. 7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности. 8. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования (ФОП ДОп.14.2.). Программа организации включает в себя следующие разделы: ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ раскрывает цели, задачи, принципы Программы организации, планируемые результаты освоения Программы организации, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов; СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области для всех возрастных групп обучающихся, направления задачи коррекционноразвивающей работы, рабочую программу воспитания; ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ содержит описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Программы, ее материальнотехническое обеспечение, примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, план воспитательной работы. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ представляет собой краткую презентациюПрограммы организации. ООП ДО МБДОУ - детский сад № 393 определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО МБДОУ –детский сад №393 направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Группы комплектуются по возрасту. При необходимости для ребенка с ОВЗ может быть разработан индивидуальный образовательный маршрут на основании АОП ДО. Для детей, имеющих логопедическое заключение ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), ФНР (фонематические недоразвитие речи), ОНР (общее недоразвитие речи) и посещающие общеразвивающие группы в детских садах объединения оказывается логопедическая помощь. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста с 1 года в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития детей (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности: - совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная детей) и в режимных моментах; - самостоятельной деятельности детей. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определенных видах деятельности (культурных практиках – обычных (привычных) для человека способах и формах деятельности, тесно связанных с особенностями его человеческого бытия с другими людьми). Результатами реализации программы является достижение целевых ориентиров, определенных ФГОС ДО, представленных как социальнонормативные характеристики возможных достижений ребенка. Достижение результатов в развитии детей осуществляется за счет использования в образовательной деятельности различных форм, методов и средств, которые на достаточно высоком профессиональном уровне отбирают сами педагоги с учетом конкретных потребностей детей. Реализация образовательных целей и задач. Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде перечисления возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Программа учитывает особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих их целостное развитие; повышение компетентности родителей (способности решать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. в области развития и воспитания детей. Формы взаимодействия с семьей: Рекламный блок: дни открытых дверей, разработка рекламных буклетов, благотворительные акции, информация в СМИ и на официальных сайтах (ДОО, управления образования), презентация публичного доклада с целью информированности общественности о деятельности ДОО и повышение статуса детского сада в городе и районе. Передача актуальной информации: личные беседы, объявления, по электронной почте и телефону; фотогазеты; памятки. Маркетинговые исследования: анкетирование с целью выявления образовательных запросов родителей и оценки образовательной деятельности; социологический скрининг семей (определение социального статуса и микроклимата семьи; наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком) Участие в управлении ДОО: работа в Совете родителей (определение основных направлений деятельности ДОО в соответствии с Уставом). Родительские собрания в группах и общие (в соответствии с планом работы: организационные, тематические, итоговые). Педагогическое просвещение родителей: консультации – практикумы в соответствии с планами служб, специалистов и воспитателей; по запросам родителей (консультирование семейное, индивидуальное, очное, дистанционное, размещение QR-кода). Оформление информационных стендов, папок-передвижек в группах и в ДОУ по актуальным направлениям образования. Участие в заседаниях родительского клуба. Совместная деятельность: создание тематических проектов, участие в конкурсном движении различного уровня, совместная творческая деятельность детей и родителей (мастер-классы, семинары-практикумы, организация совместных выставок детского творчества), праздники, развлечения с активным вовлечением родителей. Сопровождение детей на экскурсии. «Встречи с интересными людьми» (родителями). Социальнозначимые акции.