Положение о дополнительном образовании МБДОУ № 393

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ – детский сад № 393

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ – детский сад № 393

Протокол №_5_ от 30.05.2023г.

_____________/ Лапина А.Ю.
Приказ № 25-од от 31.05.2023г.

Председатель _________/А.В.Гуляева/

Положение
о дополнительном образовании воспитанников
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детский сад № 393
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года,
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
Уставом
дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и структуру программы
дополнительного образования детей в МБДОУ – детский сад № 393, регламентирует
организацию деятельности, порядок принятия и утверждения дополнительной программы,
порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам,
устанавливает требования к оформлению программы, права и обязанности педагога
дополнительного образования, а также контроль, документацию и отчетность.
1.3. Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения
посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания
дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в
интересах человека, общества, государства.
1.4. Дополнительное образование воспитанников дошкольного образовательного учреждения
направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.
1.5. Дополнительное образование в МБДОУ – детский сад № 393 осуществляется в
соответствии со следующими принципами:
• свободный выбор воспитанниками дополнительных образовательных программ в
соответствии с их интересами, склонностями и способностями;
• многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих
разнообразные интересы детей;
• непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных
образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе
освоения; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
• творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников дошкольного
образовательного учреждения, сохранение физического и психического здоровья
детей.
1.6. Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию дополнительного
образования (далее - кружков и секций) в целях наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей).

1.7. Занятия в кружках не могут быть организованы взамен или в рамках основной
образовательной деятельности (основных образовательных программ) и осуществляются
бесплатно.
1.8. Руководство деятельностью кружков возлагается на специалистов и воспитателей,
которые определены в приказе заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.9. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к
занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных дошкольных
образовательных учреждениях не допускаются иностранные агенты.
1.10. Данное Положение распространяется на педагогов дошкольного образовательного
учреждения, осуществляющих дополнительное образование воспитанников, а также на
членов администрации, выполняющих функции контроля качества реализации
дополнительных образовательных программ.
1.11. Программа составляется педагогическим работником дошкольного образовательного
учреждения. Контроль полноты и качества реализации Программы осуществляется
заведующим и заместителем заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Основные цели и задачи программы дополнительного образования
2.1. Основной целью программы дополнительного образования является – формирование
единого образовательного пространства МБДОУ – детский сад № 393 для повышения
качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных
развивающих средах.
2.2. Дополнительная общеобразовательная программа должна быть направлена на решение
следующих задач:
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей;
• формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
• удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
развитии
и
физическом
совершенствовании;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
воспитанников;
• адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизни в
обществе;
• выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей,
проявивших выдающиеся способности;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
2.3. Содержание программы дополнительного образования в МБДОУ – детский сад № 393
должно соответствовать:
• достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы, российским традициям.
• соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование;
• направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристско-краеведческой, социально-педагогической);
• современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности).
2.4. Приоритеты:
• организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие
личности воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования
педагогического поиска;

•
•

коррекция и формирование физически и психически здоровой личности;
развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью
ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации.
2.5.Ожидаемые результаты:
• личность воспитанника МБДОУ – детский сад № 393, адаптированная к
взаимодействию с внешней средой, к обучению в общеобразовательной школе,
вобравшая в себя совокупность всех формируемых качеств и умений;
• личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими
традициями, культурно-национальными особенностями региона;
• личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и
творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие;
• личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная.
3. Организация деятельности
3.1. Занятия в кружках и секциях проводятся один раз в неделю во второй половине дня, не
допускается проводить занятия кружков и секций за счет времени, отведенного на прогулку и
дневной сон.
3.2. Дошкольное образовательное учреждение создаёт необходимые условия в соответствии с
действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда
педагогических работников и безопасности здоровья детей.
3.3. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится
подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на
разные виды дополнительного образования, рекламная деятельность, показ открытых
мероприятий.
3.4. Запись в кружки и секции проводиться по выбору детей и согласуется с их родителями
(законными представителями), допускается посещение не более 2 кружков одним
воспитанником дошкольного образовательного учреждения.
3.5. Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в
соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. Их
проводят:
• для детей 3-4 года - не более 15 мин. - 1 занятие в неделю;
• для детей 4-5 лет - не более 20 мин. - 2 занятия в неделю;
• для детей 5- 6 лет - не более 25 мин. - 2 занятия в неделю;
• для детей 6-7 лет - не более 30 мин. - 3 занятия в неделю;
3.6. Направления деятельности кружков и секций определены Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
Определены следующие направления:
3.6.1. Художественно-эстетическое направление
Задачи:
• развивать у детей эстетическое восприятие;
• формировать эстетической культуру и вкус, интерес и любовь к
высокохудожественным произведениям искусства.
• развивать художественно-эстетические способности детей;
• формирование
способности
произвольно
пользоваться
полученными
представлениями, окружающими особые проявления в художественно-эстетической
области, активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность
произведений изобразительного искусства;
• развитие интереса к образцам национального искусства с целью ознакомления с
духовной культурой других народов;
• приобщение к народному, классическому и современному искусству, формирование
интереса и любви к пению и изобразительному искусству, развитие творческих
способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в

творческой деятельности;
• создание
социально-культурной
пространственной
развивающей
среды,
способствующей эмоциональному благополучию воспитанников;
• организация выставок работ, композиций, концертов и выступлений детей и родителей
(законных представителей) воспитанников.
3.6.2. Физкультурно-оздоровительное направление
Деятельность этого направления строиться на основе интересов детей и родителей
(законных
представителей)
и
включает
всевозможные
направления
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Посещение детьми секций физкультурно-оздоровительного направления способствует
укреплению их здоровья, повышению работоспособности, выносливости, гибкости, силы,
быстроты, ловкости, повышению нравственных качеств.
Основная цель деятельности спортивных секций этого направления - воспитание у
детей МБДОУ - детский сад № 393 устойчивого интереса и потребности к систематическим
занятиям физкультурой, спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи:
• укрепление и сохранение здоровья с помощью систематических занятий в спортивных
секциях;
• организация здорового досуга детей и родителей;
• проведение спортивных соревнований, физкультурных праздников;
• динамический контроль основных двигательных и коммуникативных качеств.
3.6.3. Познавательное направление
Основная цель деятельности кружков познавательного направления - создание и
внедрение системы мер, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры
современного общества.
Деятельность кружков в рамках познавательного направления предполагает основные задачи:
• формирование творческого начала в системе познавательного развития дошкольников;
• обеспечение коммуникативной компетенции в межкультурном общении и
взаимодействии в процессе освоения родного языка, его культуры;
• повышение нравственных качеств, воспитание любви к Родине, к родному краю.
3.7. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных
представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском саду.
Информация содержит следующие сведения:
• уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных
программ и сроки их освоения;
• перечень занятий дополнительного образования;
• перечень лиц, непосредственно проводящих занятия по дополнительному
образованию, их образование, стаж, квалификация и др.
3.8. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для
ознакомления:
 Устав дошкольного образовательного учреждения;
 Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы,
регламентирующие
организацию
образовательного
процесса
дошкольного
образовательного учреждения;
 адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Заведующий МБДОУ – детский сад № 393 издает приказ об организации дополнительного
образования. Дополнительное образование включают в годовой план работы дошкольного
образовательного учреждения.
Приказом утверждаются:
• кадровый состав и его функциональные обязанности;
• перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления
• рабочая программа дополнительного образования, включающая перспективно-тематическое планирование на основе соответствующих программ и методик.

3.10. В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает:
• расписание занятий;
• при необходимости, другие документы (должностные инструкции и т. д.)
3.11. Дополнительное образование определяется на учебный год, зависят от запросов детей и
их родителей (законных представителей). Приём воспитанников в кружки осуществляется на
основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
3.12. Дополнительное образование проводят в нерегламентированное время во вторую
половину дня (после сна). Место проведения дополнительного образования определяется в
соответствии с расписанием в групповых комнатах, музыкально-спортивном зале.
3.13. Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного
учреждения в течение 10 дней. Численный состав объединения может быть уменьшен при
включении в него воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
3.14. Наполняемость групп в МБДОУ – детский сад № 393 для дополнительных занятий
определяется в соответствии с видом дополнительного образования.
3.15. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно
дублировать образовательную программу дошкольного образовательного учреждения,
должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3.16. Занятия начинаются не позднее 10 сентября и заканчиваются в соответствии с
выполнением программ и планов, рассмотренных на заседании педагогического совета
МБДОУ – детский сад № 393, реализующих программу дошкольного образования, и
утверждённых заведующим дошкольным образовательным учреждением.
3.17. Сетка занятий составляется администрацией МБДОУ – детский сад № 393 и
предусматривает максимальный объём недельной нагрузки во время занятий с учётом
возрастных особенностей воспитанников, пожеланий родителей и установленных санитарно-гигиенических норм. Сетка занятий утверждается заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
3.18. Каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения имеет право
заниматься в нескольких кружках и менять их по желанию.
3.19. Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования
может проводить занятия со всеми детьми по группам или индивидуально.
3.20. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной
безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с
воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
3.21. Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят:
• родительские собрания;
• социальные опросы;
• анкетирование родителей;
• открытые занятия.
3.22. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей,
выполнения программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом
совете, а также на Родительском комитете дошкольного образовательного учреждения.
Источник:

https://ohrana-tryda.com/node/2205node/

4. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам
4.1. На дополнительное образование зачисляются воспитанники с 3 до 7 лет.
4.2. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительное образование только по
причине противопоказаний по состоянию здоровья.
4.3. Прием на дополнительное образование в МБДОУ – детский сад № 393
по
дополнительным образовательным программам осуществляется без процедур отбора.
4.4. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в ДОУ
предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий действующему
законодательству Российской Федерации.
4.5. С целью проведения организованного приема на дополнительное образование по
дополнительным образовательным программам МБДОУ – детский сад № 393 размещает на

информационном стенде, на официальном сайте информацию о кружках, секциях, студиях,
работающих в текущем учебном году.
4.6. Зачисление по дополнительным образовательным программам оформляется приказом в
течение учебного года.
4.7. Для зачисления ребенка в спортивную секцию родители предоставляют:
 личное заявление на имя заведующего детским садом, в котором указываются:
фамилия, имя, отчество воспитанника, дата рождения ребенка, фамилия, имя, отчество
родителей (законных представителей);
 медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для посещения кружка, секции
или студии.
4.8. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются
в медицинской карте ребенка.
5. Структура программы дополнительного образования
5.1. Структура программы выглядит следующим образом:
• Титульный лист;
• Пояснительная записка;
• Учебный план;
• Содержание изучаемого курса;
• Организационно-педагогические условия.
5.2. На титульном листе рекомендуется указывать:
• полное наименование дошкольного образовательного учреждения;
• где, когда и кем утверждена программа;
• название программы;
• возраст детей;
• срок реализации программы;
• ФИО, должность автора (-ов) программы;
• название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
• год разработки программы.
5.3. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
• направленность программы;
• новизну, отличительные особенности;
• актуальность, педагогическую целесообразность;
• цель и задачи программы;
5.4. Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому
должны быть направлены все усилия педагога и воспитанников. Она может быть глобального
масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую
образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности,
сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического
плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание
новой методики).
5.5. Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих,
воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и
методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово,
определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.).
• календарный учебный график;
• формы и режим занятий;
• планируемые результаты;
• формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
5.6. Учебный план дополнительной образовательной программы может содержать перечень
разделов, тем, количество часов по каждой теме. Если программа рассчитана более чем на год

обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы
могут быть общими.
Количество занятий в год:
• на период с октября по май при нагрузке 2 часа в неделю – 64 часа.
5.7. Содержание программы дополнительного образования, возможно, отразить через краткое
описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в
тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов,
отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам.
5.8. Организационно-педагогические условия
5.8.1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.д.); рекомендаций по проведению
практических работ, дидактический и игровой материалы.
5.8.2. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются
методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать
развитие личности воспитанника.
5.8.3. Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые
образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины,
выставки, концерты и др.
5.8.4. Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О.
автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания,
издательство, год издания, иллюстрации.
5.9. Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические
материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т. д.
6. Требования к оформлению программы
6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word с одной стороны листа
формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер — 12 (14) пт. межстрочный интервал
одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине.
6.2. По контуру листа оставляются поля: левое и нижнее — 25 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10
мм.
6.3. Страницы программы дополнительного образования нумеруются, титульный лист
считается первым, но не подлежит нумерации.
6.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия издательства,
года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам
образовательной области.
7. Порядок принятия и утверждения дополнительной программы
7.1. Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования
воспитанников МБДОУ – детский сад № 393 обновляется ежегодно, согласовывается на
Педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
7.2. На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и согласовании
программы на Педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения;
гриф об утверждении программы заведующим детским садом со ссылкой на приказ по
учреждению (номер приказа и дата подписания приказа).
8. Права и обязанности педагога дополнительного образования
8.1. Педагог дополнительного образования в МБДОУ – детский сад № 393 обязан:
• разрабатывать рабочую программу;
• вести табель и учет посещаемости воспитанников;
• проводить мониторинг освоения рабочей программы воспитанниками дошкольного
образовательного учреждения;
• взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями

(законными представителями) ребенка;
• осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида
деятельности;
• предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по
своему направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания,
образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок, открытых
мероприятий и др.).
• соблюдать права и свободу воспитанников МБДОУ – детский сад № 393,
содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенции о правах ребенка.
• систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
• обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы
охраны труда, пожарной безопасности.
8.2. Имеет право:
• осуществлять отбор воспитанников для дополнительной деятельности;
• в рабочем порядке вносить коррективы в рабочую программу дополнительного
образования;
• участвовать в деятельности методических объединений и других формах
методической работы, представлять опыт своей работы в СМИ.
8.3. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в соответствии со
следующими дидактическими принципами:
• создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,
раскрепощено;
• целостный подход к решению педагогических задач:
• обогащение воспитанников МБДОУ – детский сад № 393
эмоциональными
впечатлениями через игровую деятельность, рисунок, пение, слушание музыки,
двигательную и театрализованную деятельность;
• претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
• положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного
учреждения.
8.4. Основными направлениями деятельности дополнительного образования являются:
• организация образовательной деятельности по программам дополнительно
образования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями
воспитанников МБДОУ – детский сад № 393, с их интересами и способностями и с
учётом недостатков в развитии речи;
• диагностика уровня развития способностей детей и освоения программ
дополнительного образования.
2205

Источник: https://ohrana-tryda.com/node/2205node/

9. Контроль
9.1. Контроль осуществления дополнительного образования в МБДОУ – детский сад № 393
выполняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с
планом контрольной деятельности.
9.2. Самоанализ проводится руководителем дополнительного образования в конце учебного
года, заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с
использованием графических материалов и фотоматериалов.
9.3. Контроль над деятельностью кружков и секций содержит:
• соблюдение законодательной базы;
• порядок документального оформления;
• анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности руководителей
кружков и секций, разработка предложений по распространению положительного
опыта и устранению негативных тенденций;
• анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию
дошкольников
http://ohrana-tryda.com/node/2205

• оказание методической помощи руководителям кружков секций в процессе контроля.
9.4. При оценке педагогической деятельности руководителей кружков учитывается:
• выполнение программ, планов;
• уровень развития дошкольников;
• личностно-ориентированный подход к ребенку;
• наличие положительного эмоционального микроклимата;
• уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе.
• способность к анализу и умение корректировать деятельность.
9.5. Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом
совете детского сада, совещаниях при заведующем, заседаниях методического совета.
10. Документация и отчетность
10.1. Руководители кружков ведут следующую документацию:
• программы, перспективные планы работы (утвержденные экспертным советом);
• календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы;
• списки воспитанников;
• расписание образовательной деятельности;
• журнал учета посещаемости;
• методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических
методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.);
• перспективный план досугов, развлечений, организации выставок, смотров, конкурсов,
соревнований;
• отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников.
10.2. Руководители кружков представляют:
• полный анализ деятельности на методических мероприятиях дошкольного
образовательного учреждения (один раз в год);
• организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации;
• организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями)
воспитанников;
• используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах
сопровождения развития ребенка.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании является локальным
нормативным актом МБДОУ – детский сад № 393, принимается на Педагогическом совете,
согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».