ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБДОУ – детский сад № 393 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ – детский сад № 393 Протокол №_5_ от 30.05.2023г. _____________/ Лапина А.Ю. Приказ № 25-од от 31.05.2023г. Председатель _________/А.В.Гуляева/ Положение о дополнительном образовании воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 393 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и структуру программы дополнительного образования детей в МБДОУ – детский сад № 393, регламентирует организацию деятельности, порядок принятия и утверждения дополнительной программы, порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам, устанавливает требования к оформлению программы, права и обязанности педагога дополнительного образования, а также контроль, документацию и отчетность. 1.3. Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. 1.4. Дополнительное образование воспитанников дошкольного образовательного учреждения направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. 1.5. Дополнительное образование в МБДОУ – детский сад № 393 осуществляется в соответствии со следующими принципами: • свободный выбор воспитанниками дополнительных образовательных программ в соответствии с их интересами, склонностями и способностями; • многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей; • непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; • творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников дошкольного образовательного учреждения, сохранение физического и психического здоровья детей. 1.6. Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию дополнительного образования (далее - кружков и секций) в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей). 1.7. Занятия в кружках не могут быть организованы взамен или в рамках основной образовательной деятельности (основных образовательных программ) и осуществляются бесплатно. 1.8. Руководство деятельностью кружков возлагается на специалистов и воспитателей, которые определены в приказе заведующего дошкольным образовательным учреждением. 1.9. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не допускаются иностранные агенты. 1.10. Данное Положение распространяется на педагогов дошкольного образовательного учреждения, осуществляющих дополнительное образование воспитанников, а также на членов администрации, выполняющих функции контроля качества реализации дополнительных образовательных программ. 1.11. Программа составляется педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения. Контроль полноты и качества реализации Программы осуществляется заведующим и заместителем заведующего дошкольным образовательным учреждением. 2. Основные цели и задачи программы дополнительного образования 2.1. Основной целью программы дополнительного образования является – формирование единого образовательного пространства МБДОУ – детский сад № 393 для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. 2.2. Дополнительная общеобразовательная программа должна быть направлена на решение следующих задач: • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей; • формирование и развитие творческих способностей воспитанников; • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии и физическом совершенствовании; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; • адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизни в обществе; • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2.3. Содержание программы дополнительного образования в МБДОУ – детский сад № 393 должно соответствовать: • достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям. • соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование; • направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической); • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности). 2.4. Приоритеты: • организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования педагогического поиска; • • коррекция и формирование физически и психически здоровой личности; развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации. 2.5.Ожидаемые результаты: • личность воспитанника МБДОУ – детский сад № 393, адаптированная к взаимодействию с внешней средой, к обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех формируемых качеств и умений; • личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурно-национальными особенностями региона; • личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие; • личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная. 3. Организация деятельности 3.1. Занятия в кружках и секциях проводятся один раз в неделю во второй половине дня, не допускается проводить занятия кружков и секций за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. 3.2. Дошкольное образовательное учреждение создаёт необходимые условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей. 3.3. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на разные виды дополнительного образования, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий. 3.4. Запись в кружки и секции проводиться по выбору детей и согласуется с их родителями (законными представителями), допускается посещение не более 2 кружков одним воспитанником дошкольного образовательного учреждения. 3.5. Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. Их проводят: • для детей 3-4 года - не более 15 мин. - 1 занятие в неделю; • для детей 4-5 лет - не более 20 мин. - 2 занятия в неделю; • для детей 5- 6 лет - не более 25 мин. - 2 занятия в неделю; • для детей 6-7 лет - не более 30 мин. - 3 занятия в неделю; 3.6. Направления деятельности кружков и секций определены Уставом дошкольного образовательного учреждения. Определены следующие направления: 3.6.1. Художественно-эстетическое направление Задачи: • развивать у детей эстетическое восприятие; • формировать эстетической культуру и вкус, интерес и любовь к высокохудожественным произведениям искусства. • развивать художественно-эстетические способности детей; • формирование способности произвольно пользоваться полученными представлениями, окружающими особые проявления в художественно-эстетической области, активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность произведений изобразительного искусства; • развитие интереса к образцам национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой других народов; • приобщение к народному, классическому и современному искусству, формирование интереса и любви к пению и изобразительному искусству, развитие творческих способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности; • создание социально-культурной пространственной развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию воспитанников; • организация выставок работ, композиций, концертов и выступлений детей и родителей (законных представителей) воспитанников. 3.6.2. Физкультурно-оздоровительное направление Деятельность этого направления строиться на основе интересов детей и родителей (законных представителей) и включает всевозможные направления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Посещение детьми секций физкультурно-оздоровительного направления способствует укреплению их здоровья, повышению работоспособности, выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости, повышению нравственных качеств. Основная цель деятельности спортивных секций этого направления - воспитание у детей МБДОУ - детский сад № 393 устойчивого интереса и потребности к систематическим занятиям физкультурой, спортом, к здоровому образу жизни. Задачи: • укрепление и сохранение здоровья с помощью систематических занятий в спортивных секциях; • организация здорового досуга детей и родителей; • проведение спортивных соревнований, физкультурных праздников; • динамический контроль основных двигательных и коммуникативных качеств. 3.6.3. Познавательное направление Основная цель деятельности кружков познавательного направления - создание и внедрение системы мер, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры современного общества. Деятельность кружков в рамках познавательного направления предполагает основные задачи: • формирование творческого начала в системе познавательного развития дошкольников; • обеспечение коммуникативной компетенции в межкультурном общении и взаимодействии в процессе освоения родного языка, его культуры; • повышение нравственных качеств, воспитание любви к Родине, к родному краю. 3.7. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском саду. Информация содержит следующие сведения: • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ и сроки их освоения; • перечень занятий дополнительного образования; • перечень лиц, непосредственно проводящих занятия по дополнительному образованию, их образование, стаж, квалификация и др. 3.8. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для ознакомления: Устав дошкольного образовательного учреждения; Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения. 3.9. Заведующий МБДОУ – детский сад № 393 издает приказ об организации дополнительного образования. Дополнительное образование включают в годовой план работы дошкольного образовательного учреждения. Приказом утверждаются: • кадровый состав и его функциональные обязанности; • перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления • рабочая программа дополнительного образования, включающая перспективно-тематическое планирование на основе соответствующих программ и методик. 3.10. В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает: • расписание занятий; • при необходимости, другие документы (должностные инструкции и т. д.) 3.11. Дополнительное образование определяется на учебный год, зависят от запросов детей и их родителей (законных представителей). Приём воспитанников в кружки осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. 3.12. Дополнительное образование проводят в нерегламентированное время во вторую половину дня (после сна). Место проведения дополнительного образования определяется в соответствии с расписанием в групповых комнатах, музыкально-спортивном зале. 3.13. Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного учреждения в течение 10 дней. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 3.14. Наполняемость групп в МБДОУ – детский сад № 393 для дополнительных занятий определяется в соответствии с видом дополнительного образования. 3.15. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно дублировать образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 3.16. Занятия начинаются не позднее 10 сентября и заканчиваются в соответствии с выполнением программ и планов, рассмотренных на заседании педагогического совета МБДОУ – детский сад № 393, реализующих программу дошкольного образования, и утверждённых заведующим дошкольным образовательным учреждением. 3.17. Сетка занятий составляется администрацией МБДОУ – детский сад № 393 и предусматривает максимальный объём недельной нагрузки во время занятий с учётом возрастных особенностей воспитанников, пожеланий родителей и установленных санитарно-гигиенических норм. Сетка занятий утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением. 3.18. Каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения имеет право заниматься в нескольких кружках и менять их по желанию. 3.19. Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования может проводить занятия со всеми детьми по группам или индивидуально. 3.20. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности. 3.21. Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят: • родительские собрания; • социальные опросы; • анкетирование родителей; • открытые занятия. 3.22. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей, выполнения программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом совете, а также на Родительском комитете дошкольного образовательного учреждения. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/2205node/ 4. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам 4.1. На дополнительное образование зачисляются воспитанники с 3 до 7 лет. 4.2. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительное образование только по причине противопоказаний по состоянию здоровья. 4.3. Прием на дополнительное образование в МБДОУ – детский сад № 393 по дополнительным образовательным программам осуществляется без процедур отбора. 4.4. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в ДОУ предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий действующему законодательству Российской Федерации. 4.5. С целью проведения организованного приема на дополнительное образование по дополнительным образовательным программам МБДОУ – детский сад № 393 размещает на информационном стенде, на официальном сайте информацию о кружках, секциях, студиях, работающих в текущем учебном году. 4.6. Зачисление по дополнительным образовательным программам оформляется приказом в течение учебного года. 4.7. Для зачисления ребенка в спортивную секцию родители предоставляют: личное заявление на имя заведующего детским садом, в котором указываются: фамилия, имя, отчество воспитанника, дата рождения ребенка, фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей); медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для посещения кружка, секции или студии. 4.8. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются в медицинской карте ребенка. 5. Структура программы дополнительного образования 5.1. Структура программы выглядит следующим образом: • Титульный лист; • Пояснительная записка; • Учебный план; • Содержание изучаемого курса; • Организационно-педагогические условия. 5.2. На титульном листе рекомендуется указывать: • полное наименование дошкольного образовательного учреждения; • где, когда и кем утверждена программа; • название программы; • возраст детей; • срок реализации программы; • ФИО, должность автора (-ов) программы; • название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; • год разработки программы. 5.3. В пояснительной записке к программе следует раскрыть: • направленность программы; • новизну, отличительные особенности; • актуальность, педагогическую целесообразность; • цель и задачи программы; 5.4. Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и воспитанников. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики). 5.5. Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.). • календарный учебный график; • формы и режим занятий; • планируемые результаты; • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 5.6. Учебный план дополнительной образовательной программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. Количество занятий в год: • на период с октября по май при нагрузке 2 часа в неделю – 64 часа. 5.7. Содержание программы дополнительного образования, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам. 5.8. Организационно-педагогические условия 5.8.1. Методическое обеспечение программы дополнительного образования (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. 5.8.2. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности воспитанника. 5.8.3. Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др. 5.8.4. Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, иллюстрации. 5.9. Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебно-воспитательной работы и т. д. 6. Требования к оформлению программы 6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер — 12 (14) пт. межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине. 6.2. По контуру листа оставляются поля: левое и нижнее — 25 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм. 6.3. Страницы программы дополнительного образования нумеруются, титульный лист считается первым, но не подлежит нумерации. 6.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам образовательной области. 7. Порядок принятия и утверждения дополнительной программы 7.1. Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования воспитанников МБДОУ – детский сад № 393 обновляется ежегодно, согласовывается на Педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и согласовании программы на Педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении программы заведующим детским садом со ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата подписания приказа). 8. Права и обязанности педагога дополнительного образования 8.1. Педагог дополнительного образования в МБДОУ – детский сад № 393 обязан: • разрабатывать рабочую программу; • вести табель и учет посещаемости воспитанников; • проводить мониторинг освоения рабочей программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения; • взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями) ребенка; • осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида деятельности; • предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по своему направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания, образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок, открытых мероприятий и др.). • соблюдать права и свободу воспитанников МБДОУ – детский сад № 393, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка. • систематически повышать свою профессиональную квалификацию. • обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности. 8.2. Имеет право: • осуществлять отбор воспитанников для дополнительной деятельности; • в рабочем порядке вносить коррективы в рабочую программу дополнительного образования; • участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы, представлять опыт своей работы в СМИ. 8.3. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в соответствии со следующими дидактическими принципами: • создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено; • целостный подход к решению педагогических задач: • обогащение воспитанников МБДОУ – детский сад № 393 эмоциональными впечатлениями через игровую деятельность, рисунок, пение, слушание музыки, двигательную и театрализованную деятельность; • претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; • положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного учреждения. 8.4. Основными направлениями деятельности дополнительного образования являются: • организация образовательной деятельности по программам дополнительно образования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников МБДОУ – детский сад № 393, с их интересами и способностями и с учётом недостатков в развитии речи; • диагностика уровня развития способностей детей и освоения программ дополнительного образования. 2205 Источник: https://ohrana-tryda.com/node/2205node/ 9. Контроль 9.1. Контроль осуществления дополнительного образования в МБДОУ – детский сад № 393 выполняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с планом контрольной деятельности. 9.2. Самоанализ проводится руководителем дополнительного образования в конце учебного года, заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с использованием графических материалов и фотоматериалов. 9.3. Контроль над деятельностью кружков и секций содержит: • соблюдение законодательной базы; • порядок документального оформления; • анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности руководителей кружков и секций, разработка предложений по распространению положительного опыта и устранению негативных тенденций; • анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию дошкольников http://ohrana-tryda.com/node/2205 • оказание методической помощи руководителям кружков секций в процессе контроля. 9.4. При оценке педагогической деятельности руководителей кружков учитывается: • выполнение программ, планов; • уровень развития дошкольников; • личностно-ориентированный подход к ребенку; • наличие положительного эмоционального микроклимата; • уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе. • способность к анализу и умение корректировать деятельность. 9.5. Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом совете детского сада, совещаниях при заведующем, заседаниях методического совета. 10. Документация и отчетность 10.1. Руководители кружков ведут следующую документацию: • программы, перспективные планы работы (утвержденные экспертным советом); • календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы; • списки воспитанников; • расписание образовательной деятельности; • журнал учета посещаемости; • методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.); • перспективный план досугов, развлечений, организации выставок, смотров, конкурсов, соревнований; • отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников. 10.2. Руководители кружков представляют: • полный анализ деятельности на методических мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (один раз в год); • организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации; • организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников; • используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития ребенка. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании является локальным нормативным актом МБДОУ – детский сад № 393, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения. 11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.