Говорящая стены в группе "Ромашка"

01.03.2024

Говорящая стена -  это может быть обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими

металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах. Или это магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и т.д.

Также это может быть

- развивающая интерактивная игра,

- визиборд,

- сенсорное панно,

- грифельная стена,

- ширма для детских работ.

Говорящие стены могут включать (а могут не включать) пространства «над» (потолок) и «под» (пол).

В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал:

- маркеры,

- цветная изолента,

- фишки,

- магниты и т.д.

На стене можно разместили маркерную магнитную доску. Используется она вариативно: педагог может расположить на ней наглядную информацию, а дети с удовольствием будут рисовать маркерами в свободной самостоятельной деятельности.

Также, можно на ней собирать пазлы, играть с магнитной азбукой. На стене можно закрепить прищепки, на них прикрепляются картинки и схемы к занятиям, работы детей, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова.

Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребенка. Если игры на магнитах, то они в основном производственного изготовления (буквы, цифры, мозаика).

Элементы для Говорящей стены могут быть изготовлены как руками коллектива ДОУ, так и типографским способом.

Как вариант использования Говорящей стены – это выставки детских работ, которые регулярно сменяются, что отвечает требованиям вариативности среды.

А для детей очень важно видеть свои работы, осознавать нужность своего труда. На уровне глаз детей размещается разнообразная информация об их исследованиях и продуктах творчества, этапах работы над проектом.

Информация предоставлена в доступной для детей форме. На стене можно закрепить на прищепки

- картинки и схемы к занятиям,

- фотографии игр и экспериментов,

- детских достижений,

- схемы и карты, созданные вместе с педагогом.

Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Как организовать работу с Говорящей стеной?

 Начало – знакомство с новой для детей темой. На Говорящей стене размещается наглядный материал, пособия.

Все дети одновременно выполняют общую для всех работу, вместе обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Материал изучается с применением наглядных, словесных, проблемно-поисковых методов.

Далее необходимо оставить в свободном доступе карточки, наглядный материал по пройденной теме.

В самостоятельной деятельности дети имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать.

И конечно же необходимо использовать игровые приёмы. Например, необходима помощь какому-либо сказочному персонажу в сложившейся ситуации. Дети конечно же «бросаются» на помощь и ищут решение сами, самостоятельно, либо им может помочь

педагог.

Как вариант при работе с Говорящей стеной – это работа по группам. При работе по группам, детям предлагаются задания по определённой теме. Они самостоятельно их выполняют.

Ещё один из вариантов - индивидуальная работа. Она проводится, как правило, если ребёнок не усвоил какой-либо материал. И в игровой форме предлагается выполнить какое-либо задание.

Главное преимущество Говорящей стены в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

Говорящая стена позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, его интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог не должен руководить ребёнком, он обязан уважать его интересы, индивидуальные особенности развит.

- Наблюдать, а не вмешиваться.

- Не навязывать темп выполнения,

- Не предлагать способ решения,

- Не оценивать шаги к его выполнению,

- Не подталкивать к правильному решению,

- Не предлагать его в случае затруднения.

На чём необходимо акцентировать внимание при работе с Говорящей стеной?

Важно не перегрузить пространство.

Важно иметь чувство меры.

Выбирайте только необходимое.

Постарайтесь понять, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать.

То, что не работает – удалить.

Рекомендации педагогамХочу такой сайт

Определитесь, представьте себе, кто, когда и зачем сможет обратиться к Говорящей стене:

целенаправленное, адресное использование компонентов;Хочу такой сайт

тематическая и функциональная доступность для детей.

Продумайте в каких техниках можно предложить детям создать Говорящую стену:

техники, связанные с использованием бумаги;

техники, связанные с плетением;

техники, связанные с росписью, рисованием;

техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей;

техники, связанные с вязанием;

техники, связанные с обработкой дерева и древоподобных материалов;

аппликация (способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев и др.;

вырезание (из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок и т.д.);

коллаж;

конструктор (например, бумажные оригами модули);

ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля;

фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти;

плоская чеканка (например, на фольге).

Обязательно учитывать освещение. Оно должно быть достаточным для изучения Говорящей стены, приятное для глаз, не агрессивное. По возможности надо учитывать тип помещения, хотя разместить что-то лестницах тоже возможно. Но есть ярые противники таких идей. Потому как лестницы – одно из наиболее травмоопасных мест в образовательной организации.

При работе с Говорящей доской необходимо учитывать рост детей, их возможность дотянуться до активных мест.

Следует учитывать стиль и эмоциональный фон, «дружелюбность» пространства. Дошколята очень чувствительны к окружающей обстановке, поэтому окружающее их пространство должно быть комфортным, безопасным, экологически чистым, а дизайн - вызывать светлые и добрые чувства.

Осмысленность – вот что ещё важно. Это значит, что каждый элемент в отдельности и система элементов несут смысловую нагрузку Важна смысловая доступность – основная мысль, тематика и проблематика должны четко прослеживаться. В одной зоне – не более одной темы, в ее окружении – зоны со связанными с ней подтемами и темами.

Очень важно качество иллюстраций и текстов. Предметы, изображаемые в иллюстрации, должны быть выразительны и легко узнаваемы. Персонажи должны легко

передавать эмоции. Мимика лица и положение тела персонажа должны быть хорошо выраженными. Цвет в детской иллюстрации выполняет важную информационную функцию. Яркие, контрастные цвета задают эмоциональное настроение, а цветовые акценты управляют

вниманием ребенка. Иллюстрация должна стремиться «рассказывать» историю без сопровождения текста.

Важно понимать, что Говорящая стена так же мобильна (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом. Не стоит закреплять её «раз и навсегда», нужно подумать о носителях, допускающих перемещение и замену компонентов.

Смена материалов определяется потребностями участников образовательного процесса, у малышей это может быть ежедневно, в группах старших дошкольников – еженедельно или 1-3 раза в месяц.

А вот место Говорящей стены должно быть неизменным, постоянным Это важно для

ориентации детей – где и что находится. Для расположения Говорящей стены работает правило «красного угла». Так, правый угол напротив двери является зоной повышенного (первичного, при входе в помещение)   внимания. Здесь лучше размещать информацию по актуальной теме. Когда тема обсуждена, а информация остается в помещении (для закрепления, напоминания), оптимальнее перемещать ее против часовой стрелки, влево от «красного угла».

Угол около двери (к нему оказывается лицом выходящий из помещения человек) называется также «углом рефлексии». Здесь можно разместить элементы «говорящих стен», связанные с саморефлексией детей. Например, оценкой своего эмоционального настроя после занятия, в конце дня.

Каждый педагог может использовать необходимые именно ему для решения его задач, проистекающих из специфики его целевой аудитории элементы Говорящей стены.

С помощью Говорящей стены педагог может создавать интерактивные игры, логические задания, театрализованные постановки, вести проектную деятельность.

Есть готовые разработанные игры для Говорящей стены в соответствии с программой «От рождения до школы», (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М Дорофеевой) и требованиями ФГОС дошкольного образования.

В первой части представлены двухчастные игры, которые могут использоваться воспитателем в ходе организованных образовательных событий, во второй части – игры для самостоятельной деятельности детей.

Компоненты «говорящих» стен позволяют сочинять любой ход игры в любой образовательной области. Говорящая стена может включать все образовательные области

- центр познавательного развития,

- игровой центр,

- центр развития речи,

- уголок творчества.

Цель технологии Говорящая стена: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи технологии Говорящая стена:

- Создать атмосферу эмоционального комфорта.

- Создать условия для создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей, творческого самовыражения.

- Создать условия для проявления познавательной активности детей, позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации.

- Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников.

Примеры говорящей стены представлены по ссылке

https://zpetushok.tvoysadik.ru/upload/tszpetushok_new/files/98/c4/98c416465aec7a613a224ca97d230448.pdf 


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.03.2024

Дата обновления: 02.03.2024

Дата публикации: 01.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».