Долгосрочный проект «Современные здоровьесберегающие технологии и их применение в ДОУ»
04.08.2025
Вид проекта – долгосрочный.
Сроки проведения – 2021-2022 учебный год.
Участники проекта: воспитатели, дети, их родители.
Актуальность проблемы: Проблема здоровья детей дошкольного возраста в наши дни стала весьма очевидной. Как показывают исследования, в последние годы порядка 25 – 30% детей, поступающих в первый класс, имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных учреждений.
Задачи:
1.Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности.
2.Создание благоприятных условий для развития, обучения, оздоровления детей.
3.Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Условия реализации проекта.
1.Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия: спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
2.Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.
3.Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
4.Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
5.Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
6. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
7. Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Конспекты оздоровительных мероприятий и спортивных досугов.
- Физкультурный зал, спортивная площадка.
- Методическая литература.
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
- Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);
- Совершенствование навыков самостоятельности;
- Увеличение словарного запаса, речевой активности детей в различных видах деятельности;
- Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);
- Совершенствование навыков самостоятельности;
- Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
- Создание единого воспитательно – образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями:
- Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
- Увеличение информированности родителей в вопросе сохранения здоровья.
Содержание проекта:
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три группы:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения новому образу жизни.
3.Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
· Подвижные и спортивные игры
· Гимнастика с предметами и без них.
- Гимнастика пробуждения.
- Ходьба по следам, по пуговичкам, по массажному коврику, по ребристой доске.
- Гимнастика утренняя
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном зале. Продолжительность утренней гимнастики в нашей группе – 5-7 мин.
Коррекционные технологии.
· Сказкотерапия
· Пальчиковая гимнастика
· Гимнастика для глаз
· Су-джок терапия
· Музыкотерапия
· Релаксация
Запланированы беседы на темы: «Волшебство вежливых слов», «Правила помогающие жить дружно», «Надо, надо умываться…», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Наши верные друзья», «Зарядка и простуда», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» и др.
Музыкотерапия: прослушивание детских песен, сказок.
Артикуляционная гимнастика проводится 2 раза в день в режимных моментах перед приемами пищи.
Физкультурные занятия. Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. В нашей группе занятия проводятся -15 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
- Традиционные
- Игровые
- Сюжетно-игровые
- Тематические
- Оздоровительные
- Занятия с использованием игровых комплексов
- Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы: комплекс упражнений основанный на статических растяжках мышц тела. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится 2 раза в неделю.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи. Упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса .
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения, проводятся в непосредственно образовательной деятельности, в конце прогулки.
Психогимнастика - для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Гимнастика пробуждения 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам;
Пальчиковые игры проводятся в режимных моментах, в непосредственно образовательной и совместной деятельности педагога и воспитанников. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Умения и навыки формируются в режиме дня ежедневно.
I половина дня.
Утро. Индивидуальная работа по обучению детей основным движениям.
Упражнения с использованием массажных мячиков.
Во время проведения утренней гимнастики используются упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Образовательная деятельность
1.«Веселые минутки». Физкультминутки проводится в непосредственно образовательной деятельности и под музыкальное сопровождение).
2. Логоритмика.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Артикуляционная гимнастика
5. Игровые упражнения имитационного характера: «качалочка», « цапля», «морская звезда», «самолет» и др.
Прогулка.
Проведение подвижных игр.
Индивидуальная работа по развитию основных движений.
Дыхательная гимнастика.
Физкультура на улице.
Подготовка к обеду, обед.
Воспитание культурно - гигиенических навыков.
Подготовка ко сну.
Хождение по дорожкам здоровья (массаж стоп).
Воздушные процедуры.
II половина дня.
Подъем. Гимнастика пробуждения:
Дыхательная гимнастика.
Точечный самомассаж.
Хождение по дорожкам здоровья. Воздушные процедуры.
Мытье прохладной водой рук по локоть и лица.
Игры, самостоятельная деятельность детей.
Игры по развитию мелкой моторики рук: «мозаика», «кто раньше дойдет до середины», поделки из пластилина.
Дидактические игры: «живая и неживая природа», «что где растет», «Покажи и назови» и др.
Проводятся беседы.
Музыкотерапия: прослушивание детских песен, сказок.
Самостоятельная двигательная деятельность с использованием спортивного оборудования из физкультурного уголка.
Работа с родителями
В процессе реализации проекта с родителями проведен ряд бесед на следующие темы: «Роль и значение рационального питания дошкольников», «Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка», «Полезные и вредные привычки».
Оформлены папки-передвижки: «К здоровой семье через детский сад», «Со спортом дружить – здоровым быть», «Закаливание в вашей семье».
Итог проекта: Произошла благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года). Дети стали проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе сохранения здоровья детей. Повысился интереса детей и родителей к физическим упражнениям и спорту