Проект в старшей группе на тему: «Песочные фантазии»
05.08.2025
«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.
Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Улицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов. С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина. Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами. Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта. Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления.
Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Процесс «игры в песок» высвобождает
заблокированную энергию и активизирует
возможности самоисцеления, заложенные в
человеческой психике».
К.Г. Юнг
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе. Помочь ребенку увидеть мир, вселить в него уверенность, зажечь огонек радости, творчества, помочь поверить в себя и не бояться направить его деятельность.
Задачи:
изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;
разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;
наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;
познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;
расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
развивать детскую самостоятельность и инициативу;
укреплять физическое и психическое здоровье детей;
воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Общие принципы проекта «Песочные фантазии»
принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
"позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
сочетание научности и доступности материала;
наглядность;
характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
профессиональная компетентность педагога;
принцип от близкого к далекому;
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Особенности организации проекта «Песочные фантазии»
Процесс совместной деятельности с воспитанниками включает в себя:
использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения детей;
организация мероприятий для повышения социального статуса детей;
вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
акцент в работе проекта на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
разрешение и поощрение высказывания детьми множества вопросов;
использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Методы и приемы:
Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций.
Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
Формы работы по проекту
Работа с детьми:
чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (потешки, прибаутки, рассказы, сказки);
проведение игр с песком, водой;
проведение игровых занятий;
пополнение предметно — развивающей среды группы;
опытно – экспериментальная деятельность;
тематический день: «День мыльного пузыря и песка».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.
Основной (реализация намеченных планов)
Практическая работа (создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, занятия)
Заключительный (презентация, продукт деятельности)
Ожидаемые результаты проекта:
У ребенка развита мелкая моторика, выносливость и усидчивость.
Ребенок обладает развитым образно - логическим мышлением, пространственным воображением, проявляет инициативу и самостоятельность в игровой деятельности, владеет разными видами игры, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, использует активную речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Ребенок готов научиться чему-то сам.
Вид проекта: Краткосрочный.
Срок реализации: 1 июля – 31 июля 2023 учебного года.
Участники проекта: дети, родители, педагог
Проектная деятельность с воспитанниками
Перспективное планирование
№ | Вид деятельность | Содержание |
1 | Подвижные игры | «Песчинки», «Тень», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». Пальчиковые гимнастики. И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую, пронеси песок на тарелочки) |
2 | Сюжетно-ролевые игры | «Строители», «Печём пироги». |
3 | Дидактические игры | «Съедобное – несъедобное», «Домашнее или дикое животное? », «Что растёт на дереве, а что на грядке?», «Поиграем в археологов». |
4 | Коммуникативные игры | Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку» |
5 | Рассматривание картин | «Дети в песочнице»; Рассматривание картин пустыни |
6 | Экспериментальная деятельность | «Рассматривание песчинок под лупой» Песок- воздух - «Путешествие песка» (раздувание песка через трубочку) Песок - вода - «Свойства мокрого песка», «Следы на песке». |
7 | Наблюдения | Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой); трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный, из какого песка лучше получаются фигурки из формочек (сухого или сырого) |
8 | Чтение стихотворений | В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К.Балдина «Замок строим из песка». |
9 | Разгадывание загадок | Загадки на тему: «Песок». |
10 | Тематические беседы | «Правила безопасного поведения в песочнице», «Что такое песок? » |
11 | Разыгрывание проблемных ситуаций | «Зайке попал песок в глаза». ОБЖ. Игры-драматизации. (использование игрушек кукольного театра «Би-Ба-Бо») |
12 | Рисование на стекле песком ежедневно во время прогулки | «Песочный человечек». «Узоры на песке». |
13 | Аппликации из песка | «Песочные картинки» |
14 | Конструирование | Ежедневно: Разнообразные постройки в песочнице. Игры с кинетическим песком в группе. |
Список литературы
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] URL:http://psy.1september.ru/article.php?id=200600608(дата обращения: декабрь .2015).
Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010. С.94.
Поддьяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Журнал « Вопросы психологии» №5 1990.
Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.- Волгоград « Перемена», 1995.
Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. С.64.
Тихеева Е.И. Ребенок дошкольник и воспитывающая среда. Сб. статей / Под ред. Е.И. Тихеевой. Л., 1924. С.38.
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. Сост. Гребеншикова Е. А., и др. - М.: Просвещение, 1980.
Чулицкая Л. И. Гигиена ребенка и учет его физического развития. Москва 1980.
Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015г.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет
песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило
«Продолжение приложения 1»
такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Дидактические игры – упражнения с сухим песком
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
«Продолжение приложения 1»
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по
Упражнение «Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет
лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Первый вариант
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи».(Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Игры с мокрым песком
Ориентировочный этап
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.
Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
Дидактические игры – упражнения с мокрым песком
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
Игра «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Описание упражнения см. выше — занятия с сухим песком.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Игра «Следы»
Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.
Нам понадобятся: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком.
Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.
Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай «следы» от пальчиков. Правильно ли ты показал?».
Игра «Спрячь игрушки»
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Нам понадобятся: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки).
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял». (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).
После того как ребенок отберёт нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя. Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.
Опыты с песком
Опыт 1.
Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок – рыхлый, в отличие от глины.
Опыт 2.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие – что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчинки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3.
Можно проводить опыты в трёхлитровых банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет
«Продолжение приложения 2»
находиться в банке, в другой вставьте обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать воздушный шарик или использовать велосипедный насос.
Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться также быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с увлажнённым песком и глиной.
Опыт 4.
Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться друг за друга», и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок – рыхлый.
Опыт 5.
Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и
«уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в мокрый или сухой? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.
Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.
«Окончание приложения 2»
Опыт 6.
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте их высыхать. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напомните ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложите детям прямо на занятии сделать два кулича. Обратите внимание на то, что получится не «тесто» для куличей, а «каша-малаша». Правда и с ней приятно повозиться.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми
«Песочные рисунки»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательная расширять знания воспитанников о свойствах сухого песка, познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Развивающая активизировать речь и обогащать словарь воспитанников.
Воспитательная воспитывать самостоятельность, активность.
Материалы: песок, лупа, цветная бумага, клеевые карандаши.
Ход деятельности:
В гости к детям приходит зайчик Стёпа, в лапах у него баночка с песком. Он не знает, что это такое и просит детей рассказать об этом.
Дети объясняют зайчику, что это сухой, теплый, сыпучий песок. Предлагают ему рассмотреть его в лупу и выяснить, что он состоит из мелких песчинок.
Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а вы когда-нибудь рисовали песком? Нет! Давайте попробуем!
Детям даются готовые рисунки, они по контуру обводят клеевыми карандашами.
Затем на клей насыпают песок, лишний стряхивают. Все вместе рассматривают, что получилось.
Зайчик благодарит детей за интересный рассказ о песке. Обещает, что со своими друзьями – лесными зверушками, тоже будет рисовать песком.
Конспект развлечения с детьми дошкольного возраста
«Замок из песка»
Задачи:
Образовательная: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников.
Развивающая: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
Воспитательная: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций и презентации построек из песка. Беседа о свойствах песка.
Ход деятельности:
Воспитатель: - Ребята давайте вспомним, какой бывает песок.
Воспитатель: - Что можно делать с сухим песком (рисовать узоры, оставлять следы, пересыпать, дуть на песок) .
Воспитатель: - А что можно делать из мокрого песка (рисовать, строить, лепить) .
Воспитатель: - Послушайте стихотворение о песке. Автор стихотворения Владимир Бредихин.
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен.
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Воспитатель: - Ребята игрушки хотят поиграть с вами в песочные прятки. Выберите понравившиеся игрушки. Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вы должны их найти в песке. Вы можете раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Воспитатель: - Пока вы будете искать игрушки, я буду загадывать вам загадки.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал (песок)
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? (песок)
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
(песок)
Мелкие зёрна огромной горы.
Вниз не текут, как вода или сок.
Тоненькой струйкой с горы до поры
Сыпется с тихим журчаньем
(песок) .
Воспитатель: -Какие вы молодцы, вы нашли все спрятанные игрушки. А вы знаете, что в нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Воспитатель делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
Воспитатель: «Ручеек течет» — педагог льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
Воспитатель: «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок) Воспитатель: - Ребята, а теперь, давайте построим все вместе большой замок из песка.
Конспект прогулки для детей «Чудо-песок»
Задачи:
Обучающие:
формировать представления воспитанников о свойствах песка: сухой сыплется, влажный- можно делать куличики из формочек;
продолжать учить детей пользоваться лейкой;
учить детей выполнять движения согласно словам игры.
Развивающие:
расширять кругозор детей;
развивать двигательную активность воспитанников.
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание участвовать в совместных играх и мероприятиях.
Содержание:
2. Наблюдение за состоянием песка опытным путем.
3. Практическая часть.
4. Труд детей.
5. Малоподвижная игра «Ладушки-оладушки».
6. Итог.
7. Свободная деятельность детей.
Оборудование:
демонстрационное: сухой песок в ёмкостях, сито, воронка, пластмассовые прозрачные бутылочки, совок, лейка.
раздаточный материал: совки, формочки, лейки.
Ход прогулки
1. Вводная часть.
Дети сидят на стульях и колясках вокруг стола.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей. Здороваются с гостями.
Воспитатель: - Гости пришли посмотреть, как вы умеете играть и заниматься на прогулке.
2. Наблюдение за состоянием песка опытным путем.
Воспитатель: - Сейчас идет время года лето.
Воспитатель: - Сегодня у нас 20 июня.
Воспитатель отмечает, что лето красное, лето жаркое гостит у нас.
Воспитатель: - Лето, лето к нам пришло! Стало жарко и тепло.
(В. Берестов)
Воспитатель выставляет на стол весь демонстрационный материал.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем играть с песком.
Воспитатель: - Посмотрите, какие у меня красивые предметы: сито, воронка, пластмассовые бутылочки.
Воспитатель: - Давайте насыплем в бутылочки песок.
-Его нужно сыпать аккуратно, через воронку.
-В совок набираем немного песка и высыпаем в воронку.
Показать детям, что без воронки песок не насыпается в бутылку.
-Видите, без воронки плохо насыпать песок в бутылку.
-Песок сухой, сыплется тонкой струйкой.
-Сейчас мы будем насыпать песок в сито.
-Не получается?
-Почему?
-Просыпается песок!
-Через сито можно только просеивать песок.
-Песок сухой, сыпучий!
Все манипуляции с песком воспитатель проводит совместно с детьми.
Воспитатель: -А теперь посмотрите, я налью немного воды на песок помешаю его совком.
-Песок стал влажный.
-Видите, даже по цвету он различный. Сразу видно, где влажный песок.
-Попробуем насыпать его в бутылочку.
-Почему не сыплется?
-Он не сыпучий, не сухой, он влажный.
-А через сито его можно просыпать?
-Нет.
-Почему?
-Он не сыпучий, не сухой.
-Он влажный.
-А как мы узнаем, влажный или сухой песок?
-Из влажного песка можно делать куличики.
3. Практическая часть.
Воспитатель показывает детям, как делать куличики. Воспитатель совком накладывает в формочку влажный песок, утрамбовывает, переворачивает и получается куличик.
Воспитатель выполняет всё это с детьми.
Воспитатель: - Вот какие красивые у нас получились куличики.
4. Труд детей.
Воспитатель достает леечки с водой.
Воспитатель: - Вода помогла нам увлажнить песок.
-Воду любят пить цветы.
-Когда их поливают водой они хорошо растут и цветут.
-Покажем ручками, как растут цветы.
«Продолжение приложения 5»
-Наши алые цветы распустили лепестки.
-Ветерок чуть дышит лепестки колышет.
Воспитатель : - Наши алые цветки закрывают лепестки. Головой качают, тихо засыпают.
Выполнение: руки вверх, пальцы растопырили, качаем кистями рук туда-сюда, пальцы соединили, руки вниз, качаем кистями рук.
Воспитатель подходит к 3-4 детям и держа вместе с ребенком лейку с водой поливают цветы на площадке.
По завершению трудовой деятельности воспитатель даёт детям положительную оценку.
Воспитатель: - Молодцы. Теперь цветы будут пышно расти и цвести.
Стол убирается.
5. Малоподвижная игра «Ладушки-оладушки».
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Ладушки- оладушки».
-Ладушки-оладушки
-Пекла наша бабушка
-Маслом поливала,
-Детушкам давала.
Дети хлопают в ладоши.
-Раз, два-Ване,
-Раз, два-Мише и другие дети.
Воспитатель хлопает то по одной, то по другой ладошке каждого ребёнка.
Воспитатель: - Всем по два! Всем по два!
Хлопает по обеим ладошкам каждого ребёнка.
Воспитатель: - Хороши оладушки у нашей бабушки! Все хлопают в ладоши.
«Окончание приложения 5»
6. Подведение итога.
Воспитатель: - Молодцы ребята. Хорошо занимались, трудились, играли.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами займёмся играми по вашему желанию, по вашим интересам.
7. Свободная деятельность детей.
Загадки про песок
автор: Наталья Губская
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? - ... (песок)
Из камней он появился. ПЕСОК
автор: Курдюков Серж
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой! (песок)
Мелкие зёрна огромной горы
автор: Александр Измайлов Митрофанович
Мелкие зёрна огромной горы.
Вниз не текут, как вода или сок.
Тоненькой струйкой с горы до поры
Сыпется с тихим журчаньем (песок)
\Стихи о песке
В. Берестов «Посреди двора – гора»
Посреди двора — гора
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой
Хочешь — рой, А хочешь — строй,
Хочешь — куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята
Не забудьте взять лопаты
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики.
Н. Хилтон «Я полил песок водой»
Я полил песок водой
И сложил его горой
Миша взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да Миша молодец!
И. Финк «Песочница»
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
А. Сметанин «Мы на пляже»
Мы на пляже вместе с мамой
Возвели песчаный замок:
Стены, лестницы, бойницы,
Башня круто в высь стремится.
«Продолжение приложения 6»
А. Полетаева «Нам привезли песок на сад»
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
С. Кашлев «Мы в песочнице играем»
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
К. Балдина «Замок строим из песка»
Замок строим из песка,
Будет башня высока.
И ворота будут тоже,
Ну а жить там будет... ежик!
Владимир Бредихин «Про песок»
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз –
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
«Продолжение приложения 6»
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал песок!
Е. Шамрова
Мы на море отдыхали,
Там купались, загорали.
Я решил построить башню
Из густой песчаной каши.
Папа смотрит и смеётся:
- Как тебе так удаётся:
- На песке построить дом?
- Не подумал ты о том:
- Если набежит прибой -
- Смоет весь твой дом водой!
- Далеко я башню строю,
- Не достать её прибою.
- И к тому же - крепкий дом,
- Ему волны - нипочём!
Дунул с моря ветерок…
- Посмотри - волна, сынок!
- Ты бросай скорее башню
- И спасай одежду нашу!
… Дом песчаный смыт волной -
Виноват во всём прибой!
З. Ямпольский
Я строю крепость-город,
Когда шумит прибой
На берегу у моря,
Не смыть его водой!
Целый день тружусь я тут,
Башни крепости растут.
Жаль, что город мой пока
Из песка!
Волна штурмует город,
А я с волной борюсь,
Мне этот город дорог,
Я им не зря горжусь.
С башни, словно маячок,
Смотрит на море флажок.
Жаль, что город мой пока
Из песка!
Я стану взрослым скоро,
Построю города,
Ты их разрушить, море,
Не сможешь никогда!
А пока всё время тут
Башни крепости растут.
Жаль, что город мой пока
Из песка!
А. Орлова
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны.
Песочные воды
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
И может услышу
Как где-то на дне
Солёное море
Дышит во сне.
Лепить пироги – это очень легко.
Дворцы возводить и лачуги совком,
А рядом фигурки лепить.
Мы едем туда, где ни леса, ни скал,
Мы едем туда где простор из песка
Под солнцем… и тысячи спин…
Рассыпалась башня в бесформенный ком,
Так много воды по соседству с песком.
Кто только её натаскал?
Мы крепость построим, а рядышком — ров.
Но ты убегаешь куда-то с ведром.
Вода что ли лучше песка?
В. Бредихин
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Е. Ярышевская
Я не ем, я не сплю –
Я куличики леплю.
На песочке у воды
Встали ровные ряды.
Свежий воздух, море, лето...
Жарким солнышком согреты,
Вырастают куличи -
Крепыши и силачи!
Силачей из песка
Огромное количество!
Это храбрые войска
Песочного Куличества!
М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут
Н. Шумов
Мы в песочнице играем.
Мы копаем, мы копаем.
Помогайте, бабушки.
Выбирайте камушки.
Помогайте, помогайте.
Нас с Марусей не ругайте.
Пообедаем потом.
Нам достроить нужно дом.
Дом большущий - с Машу ростом.
Ну, а это так непросто.
Так что - не до мелочей.
Строим дом из куличей.
Стройкомпания у нас.
Дом построим - высший класс!
В доме место всем отыщем.
Пусть, жильцов в нем будет тыща!
Кукол всех туда поселим.
Так, что скоро новоселье!
Приходите отмечать.
Поздравления кричать!
В. Гвоздев
Раз, совочек! Два, совочек!
И ведёрко из пластмассы.
Во дворе у нас песочек.
Настроение – прекрасно!
Мамы вывели играть
Хорошо, что к нам опять
Привезли во двор песочек!
Из песочка куличей
Напечём мы самых, самых!
– Любят наших малышей! –
Говорят друг другу мамы.
Рассказ о песках Идрис Шах
Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река попыталась, было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что ее продвижения вглубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий
из самой пустыни, прошептал:- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток! Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.- Но как это может произойти?- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?- Ветер, - продолжал песок, - именно этим и занимается.
Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.- Но как я могу проверить это?- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь, стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной. Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная задача выполнима. И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее, и умчавшего
вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.- Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река. Река узнавала, а пески шептали:- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы. Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.
Эта притча знаменитого суфийского мистика дает нам почву для размышлений о нашей жизни, о том, как мы относимся к происходящему. Можем ли мы отдаться помогающей нам силе, тогда когда мы не в состоянии все держать под контролем, или мы упорно будем биться сами, но как нам кажется все контролировать и осознавать?
Детская сказка
Песок и Солнечный Свет.
Давным-давно, когда люди, звери и птицы говорили на одном языке, а трава перешёптывалась с опавшими листьями, на широком озере жили брат и сестра, Песок и Водная Гладь. Песок любил странствовать по всей земле, а Водная Гладь дожидалась брата из дальних путешествий.
На северном берегу озера жила Старая Гора. Её муж, вечно угрюмый Чёрный Утёс, стоял чуть поодаль. Целыми днями и ночами он вглядывался в бескрайний горизонт, ни с кем не разговаривая и думая о чём-то своём.
Каждое утро на озеро приходил Солнечный Свет. Все радовались его появлению и непременно расхваливали его золотые кудри, их красоту и блеск. Солнечный Свет любил слышать похвалу! Он растекался от счастья и начинал играть со всеми, кто в нём нуждался. И только Песок, который был
«Продолжение приложения 6»
сух и колюч, не придавал большого значения появлению Солнечного Света. Покружив на берегу, он срывался с места и пропадал на несколько дней.
И вот, однажды, Песок вернулся из путешествия, ласково потрепал Водную Гладь и начал свой рассказ.
— Далеко-далеко, на краю земли, в одиночестве живёт древняя Пустыня. Она поведала о тех временах, когда ничего не было кроме неба и земли. Она очень мудра! Она научила меня быть быстрым и сильным, ловким и неукротимым!
— Какие глупости! – усмехнулся Солнечный Свет, любуясь своим отражением в Водной Глади. — Я буду там, где живёт Пустыня уже утром, а ты и за несколько дней туда не доберёшься!
— Ты лжёшь! — взвился Песок. – Я всё сметаю на своём пути! Ни зверь, ни человек не устоят в схватке со мной!
Солнечному Свету доставляло огромное удовольствие дразнить Песок. Он рассмеялся и скрылся за тучей.
— Вот видишь, Песок, захочу, выйду, а захочу нет! А что можешь сделать ты?
Старая Гора разволновалась и прогрохотала: “А, ну, прекратите, немедленно! Эй, Утёс, что же ты молчишь? Уйми их!” Но она знала, что Чёрный Утёс никогда не ответит. Уж очень он молчалив и угрюм.
А Песок тем временем не на шутку разошёлся!
— Уймись, Песок! – умоляла брата Водная Гладь. Да, куда там! Слова Солнечного Света не давали покоя гордому Песку.
И яростно Песок закружился в жутком танце! Так учила его древняя Пустыня. Он поднялся в небо и заслонил собой Солнечный Свет. Тьма опустилась на землю и воцарилась тишина. Звери попрятались в норы, люди закрыли двери и окна, замолкли птицы. Холодом повеяло по всей земле.
Слёзы Водной Глади превращались в тонкий лёд. Листва опадала на траву, а Старая Гора недовольно шевелилась, сотрясая землю.
Солнечный Свет высокомерно молчал, но и Песок был непреклонен. Он без устали вился много дней, обезумевший от гордости и огромной силы! И кто знает, что стало бы с нашей землёй, если бы, однажды, сквозь тьму не донёсся протяжный зов древней Пустыни. Тысячелетняя мудрость сказала ей, что надо унять Песок, иначе всё погибнет, и вновь останется древняя Пустыня совсем одна.
Песок услышал настойчивый зов Пустыни и молча, ушёл на край земли.
С тех пор, всё вокруг погрузилось в тишину. Никто не хотел говорить и вспоминать о произошедшем. Кто сейчас помнит эту историю? Солнечный Свет, который от обиды раскаляет Пустыню и Песок, и, пожалуй, Чёрный Утёс, который никогда не болтал попусту.
Песок так и остался в пустыне, где ему нет равных в силе и скорости. Но иногда он возвращается к любимой сестре. Ложится на берег и мирно засыпает. И только слышно, как Водная Гладь поёт тихую песню, оберегая сон брата.
Сказка песков
Начав путь от источника в далеких горах, речка миновала разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности и достигла наконец песков пустыни. Она попыталась было одолеть эту преграду, подобно тому, как преодолевала все другие, но вскоре убедилась, что, по мере продвижения в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.
Не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню; тем не менее положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, как
будто исходящий из самой пустыни, прошептал ей: "Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем".
Река возразила, что она лишь мечется в песках и лишь впитывается ими, ветер же может летать; именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами - ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра; он доставит тебя к месту твоего назначения.
- Но как же это возможно?
- Это возможно только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.
Нет, такое предложение было неприемлемым для реки: никто и никогда не поглощал ее. И вообще, она не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, раз потеряв ее, как она сможет вернуть ее снова?
- Ветер, - продолжал песок, - именно тем и занимается, что подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода опять становится рекой.
- Но как я могу проверить это?
- Это так, и если ты не поверишь этому, ты не сможешь, стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь быть лужей, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой.
- Но как я смогу остаться той же самой рекой, что и сегодня?
- Ты не сможешь остаться прежней ни в том, ни в другом случае, - отвечал шепот. - Переноситься и вновь становиться рекой - это твоя сущность. Ты принимаешь за саму себя свою теперешнюю форму существования, потому что не знаешь, какая часть в тебе является сущностной.
Тут какой-то отклик шевельнулся в мыслях реки в ответ на эти слова.
мутно припомнилось ей состояние, в котором то - ли она, то ли какая-то ее часть - но в действительности ли это было?.. - уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также - да и вспомнила ли?.. - что эта, хоть и не очевидная вещь, вполне реальна, выполнима. И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, который легко и нежно подхватил ее и умчал далеко-далеко, за много миль, где, достигнув горной вершины, осторожно опустил ее вниз. А так как у реки, все же, были сомнения, она запомнила и запечатлела в уме подробности этого опыта более обстоятельно.
- Да, вот теперь я познала свою истинную сущность, - так размышляла река.
Река познавала, а пески шептали: "Мы-то знаем; ведь день за днем это происходит на наших глазах, потому что из нас, песков, и состоит весь путь - от берегов до самой до горы".
Вот потому-то и говорят, что путь, которым потоку жизни суждено продлиться в своем странствии, осуществляя непрерывность, записан на песке.
Консультация для родителей |
«Игры с песком»
С самого раннего возраста в мир природы ребенок начинает свое путешествие в познание.
Этот мир очень волнует его, будит интересы, фантазию. Дети в любом возрасте очень любят играть с песком. Песок как магнит притягивает внимание детей, игры с песком очень интересны и полезны. Например: малыш трогая руками песок развивает мелкую моторику рук, развивает внимание, мышление, определяет количество песка которое нужно насыпать в формочки.
Дети младшего возраста любят трогать руками песок, копать его совочком. Нравиться вставлять палочки в песок, камушки, листочки. И как бы не ругали малыша, ему все равно почему- то очень нравиться разбрасывать песок в разные стороны. Что бы научить ребенка правильно играть, необходимо самим родителям показать, как готовить куличики, пирожки, объясните, что для них необходим сырой песок, который находится глубоко и его нужно откопать совочком. Малыш позже повторить за взрослым. Но пока источник самое интересное для малыша - это ломать сделанные вами фигурки. Не сердитесь, не ругайте своего малыша за это. Ведь на самом деле это очень интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло… .
Для игр с песком продаются специальные формочки, пластмассовые наборы в очень большом ассортименте. Малышам очень интересно, когда формочки яркие и разной формы.
Можно лепить руками из мокрого песка башенки, заборчик, это даже проще чем лепить фигурки из формочек, ручки сдвинул, убрал, получилась песочная горка. Объясните, что из песка можно не только строить, но и рисовать на песке палочкой или пальчиком. Попробуйте сначала вместе с малышом нарисовать знакомый объект и попросить угадать, что это. Затем предложить ребенку самому нарисовать что- то свое, а вы должны угадать.
Игры с песком доступны не только на улице в теплое время года, их можно организовать и в домашних условиях.
Игры с песком помогают сделать любую игру интереснее и продолжительнее.
Игра «Найди шарик»
Цель: знакомство с качествами предметов, размером, формой, цветом.
Взрослые закапывают шарик в песок, и просит найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у ребенка потом так, чтоб он не видел действие взрослого. Постепенно усложняя задачу. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Игра с песком дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью). В итоге у малышей развивается творческие, исследовательские способности. Для детей старшего возраста в игре с песком можно предложить более мелкие игрушки, усложняют задачи построек. Для строительства более сложной постройки из песка, детям предлагают образцы из картинок, фотографий на которых изображены различные постройки.
Основная цель игр в песочнице,– развитие умения отличать предметы по форме, цвету, размеру, звуку.
Игра «Прятки»
Вариант 1. Развиваем память
Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну игрушку закапываем. Ребенку нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее ищем вместе. Если ребенок легко справился с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще одну.
Вариант 2. Развиваем память и воображение
«Продолжение приложения 7»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.
Вариант 3. Изучаем форму предметов
Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.
Игра «Горки»
В этой игре ребенок знакомится с понятиями «высокий» и «низкий». С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать игрушечные грузовики, подойдут детские тележки – тачки. Грузим песок в одном месте, затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки по высоте и ширине. Можно посоревноваться – кто насыплет горку выше. Если наливать воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки, впитываясь в песок.
Игра «Ямки»
В этой игре в песочнице мы знакомим детей с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой ямке взрослый дает дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.
Игра «Куличи»
Пожалуй, это самая известная и самая любимая игра в песочнице. Если песок влажный – можно начинать делать куличики. Придется не один раз показывать и рассказывать, что куличик из влажного песка будет держать форму, а из сухого – сразу рассыплется. Мамой будет построен не один куличик, прежде чем ребенок сможет повторить действия – насыпать, не только выполнить все, утрамбовать, перевернуть, постучать и снять. Все это требует определенной ловкости и координации движений. Но тут же ребенок учится запоминать последовательность действий для достижения результата. Необходимо не только выполнить все, но еще и найти ровное место, чтобы кулич не рассыпался. Поддержка взрослого и вера в успех помогут крохе преодолевать трудности.
Взрослый может «испечь» куличик и вместе с малышом украсить его палочками, камушками, веточками. Можно разыгрывать целые действия по изготовлению торта на день рождения куклы или постройке башни из замка. Можно составлять целые композиции из куличей разной формы и высоты.
Игра «Замки из песка»
Когда освоен процесс выпечки песочных куличей, можно переходить к строительству замка. На первом этапе помогут готовые формы – в виде башен, фрагментов стен. Можно из обычных куличей выстроить крепостную стену, если их укладывать в ряд. Куличи из больших ведер могут быть башнями. А если сверху большого кулича аккуратно поставить маленький – получится башня с украшением.
Игра «Аппликация из песка»
Карандашом рисуем простой рисунок, потом клеем «закрашиваем» его, и малыш посыпает изображение разноцветным песком. Когда клей подсохнет, остатки песка стряхиваем и получаем картину. Такая работа поможет закрепить у ребенка восприятие цвета.
Консультация для родителей |
Песочная терапия – один из методов арттерапии
Что такое песочная терапия?
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
То необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.
Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Почему именно песок?
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется не что похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например тем чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов.
К тому же создание песочных композиций не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее настроение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.
Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях.
Принцип «Терапии песком» был предложен психотерапевтом, основателем аналитической терапии Карлом Юнгом. Как вы знаете, песок
«Окончание приложения 8»
состоит из мельчайших крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Игры с песком, также эффективны в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. У детей развивается познавательный интерес, способности и логическое мышления .Игры-занятия – наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. На занятиях решаются задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме пространстве и времени. По формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования и моделирования Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.
Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития.
Консультация для родителей и педагогов |
Рисуем песком!
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений – это и называется воспитанием. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем появится школа, где еще сильнее укрепляется директив по отношению к личности ребенка, затем – взрослые социальные институты. Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» — если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть, быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать!
Изобразительная деятельность -один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Существует много техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называетсяSandart, т. е. «искусство песка».
Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство
коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером?
Ведь рука и пальцы - это такое подспорье.
Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш.
Анкетирование родителей
( опытно - экспериментальная деятельность)
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Знаете ли, что в дошкольном возрасте необходимо заниматься опытно – экспериментальной деятельностью? | |
2 | Интересует ли Вас лично данная проблема? | |
3 | Ощущаете ли Вы, что Ваш ребёнок проявляет интерес к экспериментированию? | |
4 | В чём это проявляется? | |
5 | Создаёте ребёнку условия для проведения опытов дома? | |
6 | Проводите наблюдение с детьми за природными объектами? | |
7 | Сажаете деревья? | |
8 | Охраняете природу? | |
9 | Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе? | |
10 | Отзываетесь ли Вы на просьбу своего ребёнка, помочь исследовать какой- либо объект? Вы просто показываете или даёте пояснения? | |
11 | Ребёнок пытается повторить исследование самостоятельно? |