Проект "Наши любимые книги" старшая группа
05.08.2025
«…Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе…Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» Л.С. Выготский
«Чтение - это окошко, через которое дети видят мир и познают себя»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
Не заменимый источник знаний для детей и взрослых – это книга, но в современном обществе книгу все чаще заменяет компьютер, электронные и цифровые носители, книги становятся не востребованными пылятся на полках. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного
пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным и полный необычных открытий.
Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной
востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Проблема проекта:
Дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми. Родители мало читают детям.
Тема проекта: «Мои любимые книги»
Тип: Информационно-практико-ориентированный, творческий
Вид: групповой
Продолжительность: краткосрочный с 01 сентября по 08 сентября2023 г.
Руководитель: воспитатель: Гордиенко Г.Н.
Возраст детей: 5-6 лет
Идея проекта: Согласно комплексно-тематическому планированию в старшей группе .
Цель: Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, к детской литературы через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи:
- поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
- познакомить детей с историей возникновения книги;
- расширять знания детей о книжной графике;
- познакомить с библиотекой и профессией библиотекаря;
- формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в книжном уголке, библиотеке;
- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций;
- Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
- Способствовать зарождению традиции семейного чтения;
- Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
- Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей и выполнение творческого домашнего задания - самодельной книги.
В логике интегративного подхода чтение выступало в качестве средства для обогащения образовательного процесса в таких областях, как:
Речевое развитие (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в ходе реализации проекта);
«Познавательное развитие» (формирование познавательной активности, расширение кругозора детей);
«Социально-коммуникативное развитие» (формирование первичных ценностных представлений, формирование представлений о профессиях людей, создающих книги, умения взаимодействовать со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности)
«Художественно-эстетическое развитие» (развитие детского творчества, рассматривание иллюстраций, углубление восприятия литературного текста детьми, формирование в речи своего отношения к услышанному) и пр.
Ожидаемый результат:
- У детей повыситься интерес к общению с книгой и к художественной литературе;
- Сформируется представление детей о значении библиотеке в жизни детей;
- Пополниться предметно-пространственная развивающая среда в группе (книжный уголок)
- Повыситься компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя;
- В семьях зародиться традиция семейного чтения;
- Дети научаться к бережному отношению к книге, будут знать правила поведения в книжном уголке, библиотеке.
1 этап Подготовительный.
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- сбор материала необходимого для реализации проекта;
- подбор необходимого оборудования: книги, репродукции знаменитых художников – иллюстраторов Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, презентации по теме проекта и прочее.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена,
муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта;
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- домашнее задание родителям, совместно с детьми сделать книжки своими руками используя разные виды творчества.
2 этап: Основной.
План реализации проекта.
3 этап - заключительный
: Самореализация всех участников проекта.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций.
Продукт проекта:
- Выставка книг «Вот как мы любим книги», изготовленных своими руками, совместно детей и родителей;
- Музыкально-литературный досуг «По страницам книг»
Цель: Содействовать воспитанию любви к чтению у дошкольников через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, музыкальной;
Рефлексия:
- Повысился интерес детей к чтению художественной литературе.
- Обогатился словарь, повысился уровень развития речи детей, развился лексико-грамматического строй.
- Активное участие родителей в реализации проекта, положительное отношение и настрой к совместной деятельности с воспитателем;
- Возродилось чтение художественной литературы в кругу семьи;
- Повысился познавательный, творческий, речевой, социально-коммуникативный уровень у дошкольников;
- Пополнена литературная база в группе, способствующая всестороннему развитию детей;
- Дети научились бережно относиться к книгам.
Используемая литература:
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Интернет ресурсы, сайт maam, nsportal и т.д.;
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Средняя группа (4-5 лет) / Ред.-сост. А. А. Бывшева;
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет);
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке;
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет);
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет);
О.В. Павлова Изобразительная деятельность, Художественный труд. Средняя группа, Комплексные занятия;
В. В. Гербова РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ Средняя группа