ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ- детский сад № 393 Протокол от 30.05.2023 г. № 5 УТВЕРЖДЕНА Заведующим МБДОУ – детский сад № 393 ________________ А.Ю. Лапиной Приказ от 31.05.2023 № 25-од ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 393 2023г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.3. Целевой раздел программы Пояснительная записка. Цель и задачи просвещения родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ- детский сад № 393. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников МБДОУ- детский сад № 393 в процессе реализации Программы Ожидаемые результаты реализации Программы 1.4. Этапы реализации Программы II. Раздел. Механизмы реализации Программы 2.1. 2.4. Направления и формы просвещения родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ- детский сад № 393. Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников 2023 – 2024 учебный год Организация работы МБДОУ- детский сад № 393. с семьями «социального риска» Условия реализации Программы 2.5. Список литературы I. 1.1. 1.2. 2.2. 2.3. Приложения ВВЕДЕНИЕ Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию родительской компетентности, активном вовлечении родителей в деятельность органов общественно-государственного управления образованием. Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р, предусмотрено обеспечение доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально – педагогической поддержки семей и детей и других областях, содействующих решению проблем семейной жизни и детско – родительских отношений; обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей. Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания включено в перечень основных направлений развития социальных институтов воспитания, предусмотренных Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Статье 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» заложены основы Национального проекта «Образование». Достижение целей этого национального проекта возможно только в результате консолидации всего общества, государственных и общественных структур, а значит диалога семьи и образовательных организаций, эффективного вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность. Среди целевых показателей Указа Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года» указано «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Достижение этого показателя невозможно представить без заинтересованного, конструктивного участия родителей (законных представителей) в процессах обучения и воспитания детей. Просвещение родителей, содействие формированию и развитию родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии системы образования, формирования доверительных и компетентных отношений семьи и образовательных организаций. Документ подписан электронной подписью. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин: • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и МБДОУ – детский сад № 393 в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения); • инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия; • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательной организацией. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной: • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка; • со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается педагогами МБДОУ – детский сад № 393 как: • система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье; • особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей; • процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей. Программа просветительской деятельности МБДОУ – детский сад № 393 (далее Программа) разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в воспитании ребенка. Программа направлена на активизацию родителей к совместной работе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей. I. Цель и задачи просвещения родителей (законных представителей) Цель: повышение психологического и педагогического потенциала родителей, совершенствование приемов семейного воспитания путем создания ситуации сотрудничества, формирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам дошкольного обучения и развития ребенка. Задачи: • Познакомить родителей с основами педагогических, психологических и правовых знаний. • Обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольной образовательной организации и семьи. • Оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. • Привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности. • Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства. • Повышение уровня правовой культуры в области семейного права. • Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи. 1.2. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями): • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты); • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в жизни); • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); • системности воспитательных воздействий на ребёнка; • преемственности семьи и МБДОУ – детский сад № 393 в становлении социокультурного опыта ребёнка; Количественные показатели: • количество родителей, заинтересованных вопросами развития и воспитания своих детей; • количество проведенных массовых мероприятий, общественно-значимых дел, семинаров, конференций и т.п.; • количество изданных методических электронных пособий семейной направленности на сайте МБДОУ – детский сад № 393. Качественные показатели: • повышение нравственного образа жизни семьи; • повышение педагогической культуры родителей; • создание открытой социально-педагогической системы в образовательной организации, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью; • научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и МБДОУ – детский сад № 393 в процессе формирования личности ребёнка; • формирование основ семейного воспитания у дошкольника; • вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей. 1.3. Ожидаемые результаты для родителей: • повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей; • активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей; • повышение степени участия родителей в воспитательно – образовательной деятельности МБДОУ – детский сад № 393 (в разработке и отборе программного материала); • повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях группы и детского сада. Для педагогов: • обобщение и распространение опыта работы с семьей; • умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы. 1.4. Этапы реализации программы Организация и проведение мероприятий по Программе осуществляется в три этапа: Этап I «Организационный». Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы (разработка плана деятельности с родителями (законными представителями) воспитанников. На данном этапе: • подбор и изучение методической литературы по теме; • планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования; • разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику; • подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы; • определяются места проведения мероприятий; • продумывается техническое оснащение мероприятий; • изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно просветительской направленности (памятки, буклеты). Этап II «Основной» Цель: реализация программных мероприятий. Этап III «Аналитический» Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию программных мероприятий; определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. II. Раздел Механизмы реализации программы 2.1. Направления и формы просвещения родителей (законных представителей) воспитанников. Реализация педагогами Программы просветительской деятельности родителей основывается на сотрудничестве (общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать); взаимодействие (организации совместной деятельности). В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Формы родительского просвещения. • Сайт детского сада МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД № 393 (tvoysadik.ru) • Наглядный материал и стенды для родителей в здании МБДОУ – детский сад № 393 • Родительские собрания. • Консультации. • Мастер - классы. • Папки – передвижки. • Родительский лекторий. • Практикум – дискуссия. • Семинар – практикум. • Семинар. • Дни открытых дверей • Мероприятия ДОО. • Открытые занятия с родителями. • Анкетирование. • Конкурсы, выставки. • Памятки, информационные листовки. • Лекции. 2.2. Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников 2023 – 2024 учебный год Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности дошкольного учреждения с семьями воспитанников, повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания детей. Таблица №1 Содержание Сроки Ответственный Обновление информационных уголков для в течение года заведующий, родителей (уголка здоровья, стендов по ПДД и заместитель пожарной безопасности) заведующего, воспитатели Размещение материалов информации, профилактических в течение года заместитель в ВКОНТАКТЕ МБДОУ-детский сад заведующего №393 ВКонтакте (vk.com), на сайте МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД № 393 (tvoysadik.ru) Выставки (совместные работы с детьми) в течение года педагоги Оформление праздничных газет и поздравлений Оформление фотовыставок Оформление выставок детских работ Мастер классы для родителей: 1. Учимся рисовать. 2. Новогодняя игрушка. 3. Играем вместе. сентябрь декабрь апрель заведующий, заместитель заведующего, воспитатели групп МБДОУ Совместные мероприятия детей и родителей по плану заведующий заместитель заведующего воспитатели Конкурсы Привлечение родителей к участию в заведующий конкурсах (внутри МБДОУ, районных, городских, в течение года заместитель областных, всероссийских), выставках. заведующего воспитатели Дни добрых дел. Работа с родителями по заведующий благоустройству территории. в течение года воспитатели завхоз Анкетирование родителей Декабрь 2023 заместитель (законных представителей) на предмет апрель 2024г. заведующего удовлетворенности качеством образовательных услуг Консультации для родителей: заведующий, 1. Консультация для родителей «Финансовая сентябрь заместитель грамотность» заведующего, 2. Профилактика простудных заболеваний. воспитатели октябрь 3.Консультация «Игра, как средство групп воспитания дошкольников». Распространение ноябрь педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. 4. Поведение на открытом водоёме в зимний декабрь период 5. Ребёнок один дома январь 6. «Здоровье ребёнка в наших руках» февраль 7.Консультация «Как провести выходной март день с ребёнком?». Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. 8. «Простые правила здорового образа апрель жизни» 9. Консультация «Семья — мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка». Формировать май знания о влиянии семьи на развитие ребёнка. 10. Консультация для родителей: «Права июль детей». 11. Консультация «Влияние родительских июль установок на развитие детей» 12. Памятка родителям: «Безопасное август поведение детей на дороге». Индивидуальные консультации для родителей по текущим вопросам обучения и воспитания заведующий в течение года заместитель заведующего воспитатели Фотовыставка «Как я провел лето с семьей» август Общие родительские собрания 1. «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников. Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с режимом ДОУ, с задачами дошкольного учреждения на новый учебный год, с программами воспитания и обучения детей; обновить анкетные данные семей воспитанников, оформление родительских договоров с родителями вновь прибывших воспитанников; выбор общесадовского родительского комитета; познакомить с процессом адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. 2. «Игра, как важнейшее средство воспитательно — образовательной работы с детьми в саду и семье». Приобщить к игре ребенка в условиях семьи. Подготовка к Новогоднему празднику. 3. «Оградим детей от опасности». Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, профилактика инфекционных заболеваний, пропускной режим. 4. «Время подводить итоги» • отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год • работа МБДОУ – детский сад № 393 в летний оздоровительный период и комплектование групп на 2024-2025 учебный год • анкета-опрос «Ваши пожелания и ожидания». Привлечение родителей к субботнику на участкеГрупповые группы родительские собрания Примерные темы (в соответствии с годовыми задачами): 1. «Создание в семье условий, необходимых для развития ребенка. Влияние РППС на развитие ребенка, на его желание постигать новое, совершать открытия, экспериментировать» 2. «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» сентябрь 2023г. заместитель заведующего, воспитатели групп заведующий заместитель заведующего воспитатели ноябрь - заведующий, декабрь 2023г. заместитель заведующего, воспитатели март 2024г. заведующий, заместитель заведующего, воспитатели май 2024г. Заведующий заместитель заведующего, воспитатели сентябрь воспитатели групп ноябрь педагоги 3. «Формирование положительной мотивации февраль у детей дошкольного возраста» 4. Подведение итогов воспитательно – апрель - май образовательной работы, выполнение плана работы за год. педагоги педагоги 2.3. Организация работы МБДОУ – детский сад № 393 с семьями «социального риска» Цель: формирование комплексной системы психолого - педагогической поддержки семьи, находящейся в «группе риска» в условиях МБДОУ – детский сад № 393, совершенствовать деятельность педагогического коллектива ДОУ по оказанию помощи детям семей, находящихся в социально опасном положении, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства. Методы работы с неблагополучными семьями: • наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей, в детском саду; • анкетирование родителей; • составление актов обследований неблагополучных семей, стоящих на учете. • индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении педагогом; • разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитания и развития детей (эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения, внутрисемейных отношений); • профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании и т.д. • педагогическое сопровождение детей, выявленных из неблагополучных семей в условиях МБДОУ – детский сад № 393. План работы с семьями «социального риска» на 2023 – 2024 учебный год Таблица№2 № Мероприятие п/п 1 Сбор сведений о составе семьи (полные, неполные, многодетные). 2 Выявление неблагополучных семей. 3 Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей. Обновление банка данных о 4 неблагополучных семьях. 5 Дата проведения Ответственный сентябрь воспитатели сентябрь ежедневно воспитатели воспитатели 1 раз в квартал воспитатели Консультирование родителей и детей в течение года из неблагополучных семей. воспитатели Консультации для родителей: в течение года «Родителям о правах ребенка», «Жестокое обращение с детьми», «Ваши вредные привычки убивают вашего ребенка». Разработка и распространение памяток в течение года для родителей, оформление стендовой информации «Права детей». Рейды в неблагополучные семьи. в течение года заместитель заведующего, воспитатели 9 Ведение картотеки неблагополучных в течение года семей. заместитель заведующего, воспитатели 10 Сотрудничество ОВД. 11 Анализ работы за год. заведующий, заместитель заведующег о заместитель воспитатели заведующего воспитатели 6 7 8 с органами опеки, в течение года май заместитель заведующего, воспитатели заместитель заведующего, воспитатели 2.4. Условия реализации программы. Кадровые условия: В МБДОУ – детский сад №303 работает 22 педагога. воспитатели – 16 педагог – психолог – 1 учитель – логопед – 2 музыкальный руководитель-2 инструктор по физической культуре - 1 Образование: высшее – 17 среднее-специальное – 5 Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечиваться в процессе освоения ими дополнительных профессиональных образовательных программ в установленном объеме, не реже чем каждые 3 года в образовательных учреждениях. Информационные условия: официальный сайт МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД № 393 (tvoysadik.ru) официальная страница МБДОУ в ВКонтакте МБДОУ-детский сад №393 | ВКонтакте (vk.com) позволяет транслировать информацию о реализации Программы. Материально – техническое обеспечение не выдвигает особых требований к реализации Программы, так как предполагает использование в основном интеллектуального ресурса. Педагогический коллектив при реализации Программы успешно использует интернет - ресурсы, имеют свои блоги или сайты, зарегистрированы в профессиональных сообществах, где общаются с коллегами, имеют возможность обогатить свои знания по работе с родителями воспитанников, представить и свой собственный опыт. Список литературы 1. Методические рекомендации по разработке критериев оценки результативности и эффективности различных форм и методик реализации программ родительского просвещения подготовлены в соответствии с пунктом 3 раздела 1 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 18 декабря 2018 г. № 20. 2. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336. 3. Современный детский сад. Каким он должен быть /Пособие для педагогов, методистов и руководителей дошкольных организаций. Шиян О.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2019. 4. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие). 5.Детский сад Будущего: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.:ТЦ Сфера, 2010. -128с. 6.Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации /Под ред. Н.В. Микляковой. – М.:ТЦ Сфера, 2012. -128с. 7.Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.:ТЦ Сфера, 2016. -128с. Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей. Я – родитель | Сайт для родителей и детей (ya-roditel.ru) – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родителей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, познавательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей сирот, финансовая грамотность семьи, видеоуроки). Национальная родительская ассоциация (nra-russia.ru) – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ). Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы для родителей. https://растимдетей.рф/ – Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психологопедагогическому сопровождению ребенка и семьи). ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкета для родителей «Давайте познакомимся» Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут нам узнать индивидуальные особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития. 1.Ф.И. ребенка _____________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________ Подпись __________________________________ 2.Ф.И.О.матери __________________________________________________________________ Образование, род деятельности __________________________________________________________________ 3.Ф.И.О. отца __________________________________________________________________ Образование, род деятельности __________________________________________________________________ 4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) __________________________________________________________________ 5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6.Основные виды игр и занятий дома? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7.Может ли ребенок сам найти себе занятие дома? __________________________________________________________________ II. 1. Как Ваш ребенок засыпает (быстро/медленно, спокойно/неспокойно, с дополнительными воздействиями/без дополнительных воздействий)? __________________________________________________________________ 2. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? __________________________________________________________________ 3. Как ребенок спит? а) спокойно; б) беспокойно (чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают ночные страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др. ______________________________________________) 4. Как относится к введению новой пищи, аппетит __________________________________________________________________ 5. Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить, спать? _________________________________________________________________ 6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? (подчеркнуть) 7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, крутит головой и т.д.)? __________________________________________________________________ 8. Часто ли болеет? _________________________________________________________________ III. 1. Как переносит разлуки с матерью? _________________________________________________________________ 2. Какова была максимальная длительность такой разлуки? _________________________________________________________________ 3. Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам? _________________________________________________________________ 4. Как относится к оценке взрослого: - положительной: ________________________________________________________________ отрицательной: _________________________________________________________________ 5. Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому? _________________________________________________________________ 6. Легко ли идет на контакт с взрослыми, сверстниками (легко; избирательно; трудно)? V. 1. Каковы Ваши действия в следующих ситуациях: ребенок отказывается есть __________________________________________________________ ребенок не может заснуть __________________________________________________________ сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые ____________________________ - не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом, капризничает __________________________________________________________________ 2. Как Вы: - ласкаете ребенка __________________________________________________________________ поощряете ребенка ________________________________________________________________ - порицаете __________________________________________________________________ VI. 1. Как передвигается ребенок? а) преимущественно бегом; б) беготня чередуется со спокойным перемещением. 2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет активность или спокойствие в одно и тоже время суток)? а) да; б) нет. 3. Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем или иным переменам в повседневной жизни)? а) да; б) нет. 4. Как Ваш ребенок выражает свои чувства? а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет. б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается. Документ подписан электронной подписью. 5. Какое настроение преобладает? а) хорошее, бодрое; б) подавленное, вялое или серьезное. 6. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость? а) да; б) нет. 7. Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр.)? а) да; б) нет. СПАСИБО! Приложение 2 Анкетирование «Сотрудничество» 1. Какого мнения вы о детском саде и педагогическом коллективе, в котором пребывает Ваш ребенок? _____________________________________________________________ 2. Каким Вы видите воспитателя своего ребенка? _____________________________________________________________ 3. Какой Вы представляете группу, которую будет посещать Ваш ребенок? _____________________________________________________________ 4. Какие традиции и обычаи, по-Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? _____________________________________________________________ 5. Чем Вы могли бы помочь воспитателю в создании детского коллектива? _____________________________________________________________ 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения? _____________________________________________________________ Приложение 3 Опрос «Отношение к ребёнку» Цель: изучить отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания. 1. С каким чувством переступает порог детского сада Ваш сын или ваша дочь? 2. Как чувствует себя ребенок в коллективе группы? 3. Рассказывает ли Ваш ребёнок о своих друзьях или приятелей коллектива? 4. Создает ли детский сад, по-Вашему мнению, необходимые условия для развития Вашего ребенка? Приложение 4 Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (по методике Е. Н. Степанова, видоизменена на ДОУ) Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. Ход тестирования На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. 1. Коллектив, в котором воспитывается наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 2. В среде своих сверстников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 –0 3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1–0 4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 5. В группе, где воспитывается наш ребенок, хорошие воспитатели. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 6. Педагоги выстраивают правильные взаимоотношения с детьми. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 7. Наш ребенок не перегружен образовательной деятельностью. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 8.Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 –1–0 9.В ДОУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 10.В ДОУ работают различные кружки, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 –2–1–0 11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 12.В детском саду заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 13.ДОУ способствует формированию достойных поведенческих качеств нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 15.ДОУ по-настоящему готовит нашего ребенка к школе. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. Результаты анкетирования Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в группе МБДОУ – детский сад № 393 и его работой. Приложение 5 Анкета для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций на тему: «Удовлетворенность качеством образовательных услуг в системе дошкольного образования» в 202__ году № п/п 1 2 3 4 Перечень вопросов Удовлетворены ли Вы качеством образовательной услуги дошкольного образования (обучение, воспитание, развитие детей)? Удовлетворены ли Вы качеством питания в дошкольном образовательном учреждении? Удовлетворены ли Вы качеством дополнительных образовательных услуг? Удовлетворены ли Вы качеством информированности об образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении? Да (%) Частично (%) Нет (%)