Программа просвещения родителей МБДОУ № 393 (pdf.io)

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБДОУ- детский сад № 393
Протокол от 30.05.2023 г. № 5

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
МБДОУ – детский сад № 393
________________ А.Ю. Лапиной
Приказ от 31.05.2023 № 25-од

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
- детский сад № 393

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

1.3.

Целевой раздел программы
Пояснительная записка. Цель и задачи просвещения родителей
(законных представителей) воспитанников МБДОУ- детский сад № 393.
Принципы
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) воспитанников МБДОУ- детский сад № 393 в процессе
реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы

1.4.

Этапы реализации Программы

II.

Раздел. Механизмы реализации Программы

2.1.

2.4.

Направления и формы просвещения родителей (законных
представителей) воспитанников МБДОУ- детский сад № 393.
Организация работы с родителями (законными представителями)
воспитанников 2023 – 2024 учебный год
Организация работы МБДОУ- детский сад № 393. с семьями «социального
риска»
Условия реализации Программы

2.5.

Список литературы

I.
1.1.
1.2.

2.2.
2.3.

Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России
является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это
выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по
формированию и развитию родительской компетентности, активном вовлечении
родителей в деятельность органов общественно-государственного управления
образованием.
Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на
период до 2025 года утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р, предусмотрено обеспечение
доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально –
педагогической поддержки семей и детей и других областях, содействующих
решению проблем семейной жизни и детско – родительских отношений;
обеспечение возможности получения молодыми родителями знаний, необходимых для
воспитания детей.
Создание условий для просвещения и консультирования родителей по
правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным
вопросам семейного воспитания включено в перечень основных направлений
развития
социальных
институтов
воспитания,
предусмотренных
Стратегией
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Статье 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована
главенствующая роль родителей в воспитании и обучении детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) предполагает реализацию задачи
по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024
года» заложены основы Национального проекта «Образование». Достижение целей этого
национального проекта возможно только в результате консолидации всего общества,
государственных и общественных структур, а значит диалога семьи
и
образовательных организаций, эффективного вовлечения родителей воспитанников в
образовательную деятельность.
Среди целевых показателей Указа Президента Российской Федерации № 474 от 21
июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года» указано «создание
условий для воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Достижение этого показателя невозможно представить без заинтересованного,
конструктивного участия родителей (законных представителей) в процессах
обучения и воспитания детей. Просвещение родителей, содействие формированию и
развитию родительских компетенций призвано стать ключевым направлением в развитии
системы образования, формирования доверительных и компетентных отношений
семьи и образовательных организаций.
Документ подписан электронной подписью.

Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи,
повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие
проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами
диктуется
необходимость
постоянного
повышения
уровня педагогической
компетентности родителей, необходимость и актуальность
организации для них различных форм образования.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому
просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
•
потребностями
современного
общества,
характерной
особенностью
которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость
обеспечения взаимодействий семьи и МБДОУ – детский сад № 393 в процессе
формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
• инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления
воспитания подрастающего поколения нового столетия;
• открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том
числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более
эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи,
построения новых отношений между институтом семьи и образовательной
организацией. Организация такого процесса требует глубокого осмысления
сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки
концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого
необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к
собственному педагогическому образованию, повышению педагогической
культуры, связанной:
• с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
• со спецификой
процесса
его
личностного
становления
и
профессионального самоопределения;
• с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их
педагогического просвещения.
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации
воспитательной функции понимается педагогами МБДОУ – детский сад № 393
как:
• система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они
осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
• особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи
родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении
социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
• процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей
достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Программа просветительской деятельности МБДОУ – детский сад № 393
(далее Программа) разработана для того, чтобы повысить педагогический статус семьи в
воспитании ребенка. Программа направлена на активизацию родителей к совместной
работе, обогащение педагогического опыта по воспитанию детей.
I.

Цель и задачи просвещения родителей (законных представителей)
Цель: повышение психологического и педагогического потенциала
родителей, совершенствование приемов семейного воспитания путем создания
ситуации сотрудничества, формирования установки ответственности родителей по

отношению к проблемам дошкольного обучения и развития ребенка.
Задачи:
• Познакомить родителей с основами педагогических, психологических и
правовых знаний.
• Обеспечить единство воспитательных воздействий дошкольной
образовательной организации и семьи.
• Оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
• Привлечь родителей к активному участию в образовательной деятельности. •
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
• Повышение уровня правовой культуры в области семейного права. •
Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи.
1.2.
Принципы
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями):
• первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую
очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
• достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на
научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические,
юридические и др.) факты);
• практикоориентированности информации (информация, рекомендованная
родителям, должна быть доступной для использования в жизни);
• взаимного
сотрудничества
и
взаимоуважения
(доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск
решения возникающих проблем воспитания детей);
• развития
(личности, системы отношений личности, процессов
жизнедеятельности);
• системности воспитательных воздействий на ребёнка;
• преемственности семьи и МБДОУ – детский сад № 393 в становлении
социокультурного опыта ребёнка;
Количественные показатели:
• количество родителей, заинтересованных вопросами развития и воспитания своих
детей;
• количество проведенных массовых мероприятий, общественно-значимых дел,
семинаров, конференций и т.п.;
• количество изданных методических электронных пособий семейной
направленности на сайте МБДОУ – детский сад № 393.
Качественные показатели:
• повышение нравственного образа жизни семьи;
• повышение педагогической культуры родителей;
• создание открытой социально-педагогической системы в образовательной
организации, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому
социальному взаимодействию с родителями и общественностью;
• научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и
МБДОУ – детский сад № 393 в процессе формирования личности ребёнка;
• формирование основ семейного воспитания у дошкольника;
• вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному,
нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.
1.3. Ожидаемые результаты для родителей:
• повышение педагогической компетенции

родителей

по

вопросам

воспитания детей;
• активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с
семьей;
• повышение степени участия родителей в воспитательно – образовательной
деятельности МБДОУ – детский сад № 393 (в разработке и отборе программного
материала);
• повышение уровня включения родителей в участии в различных
мероприятиях группы и детского сада.
Для педагогов:
• обобщение и распространение опыта работы с семьей;
• умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование
разнообразных форм и методов работы.
1.4. Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по Программе осуществляется в три этапа:
Этап I «Организационный».
Цель: создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной
реализации программы (разработка плана деятельности с родителями (законными
представителями) воспитанников. На данном этапе:
• подбор и изучение методической литературы по теме;
• планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на
основе анкетирования;
• разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на
актуальную тематику;
• подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы; •
определяются места проведения мероприятий;
• продумывается техническое оснащение мероприятий;
• изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно просветительской направленности (памятки, буклеты).
Этап II «Основной»
Цель: реализация программных мероприятий.
Этап III «Аналитический»
Цель: анализ деятельности специалистов, осуществляющих реализацию
программных мероприятий; определение эффективности реализации программы
посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на
следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
II. Раздел
Механизмы реализации программы
2.1. Направления и формы просвещения родителей (законных
представителей) воспитанников.
Реализация педагогами Программы просветительской деятельности
родителей основывается на сотрудничестве (общение на равных, где ни одной из
сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать); взаимодействие (организации совместной деятельности). В основу
программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание
работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести
до родителей знания.
Формы родительского просвещения.

• Сайт детского сада МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД № 393 (tvoysadik.ru)
• Наглядный материал и стенды для родителей в здании
МБДОУ – детский сад № 393
• Родительские собрания.
• Консультации.
• Мастер - классы.
• Папки – передвижки.
• Родительский лекторий. •
Практикум – дискуссия. •
Семинар – практикум.
• Семинар.
• Дни открытых дверей •
Мероприятия ДОО.
• Открытые занятия с родителями. •
Анкетирование.
• Конкурсы, выставки.
• Памятки, информационные листовки. •
Лекции.
2.2. Организация работы с родителями (законными представителями)
воспитанников 2023 – 2024 учебный год
Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности
дошкольного учреждения с семьями воспитанников, повышение педагогической
компетенции родителей по вопросам воспитания детей.
Таблица №1
Содержание

Сроки

Ответственный

Обновление
информационных уголков для в течение года заведующий,
родителей (уголка здоровья, стендов по ПДД и
заместитель
пожарной безопасности)
заведующего,
воспитатели
Размещение
материалов

информации,
профилактических в течение года заместитель
в ВКОНТАКТЕ МБДОУ-детский сад
заведующего
№393 ВКонтакте (vk.com), на сайте МБДОУ-ДЕТСКИЙ
САД № 393 (tvoysadik.ru)

Выставки (совместные работы с детьми)

в течение года педагоги

Оформление праздничных газет и поздравлений
Оформление фотовыставок
Оформление выставок детских работ
Мастер классы для родителей:
1. Учимся рисовать.
2. Новогодняя игрушка.
3. Играем вместе.

сентябрь
декабрь
апрель

заведующий,
заместитель
заведующего,
воспитатели
групп МБДОУ

Совместные мероприятия детей и родителей
по плану

заведующий
заместитель
заведующего
воспитатели

Конкурсы
Привлечение родителей к участию в
заведующий
конкурсах (внутри МБДОУ, районных, городских, в течение года заместитель
областных, всероссийских), выставках.
заведующего
воспитатели
Дни добрых дел. Работа с родителями по
заведующий
благоустройству территории.
в течение года воспитатели
завхоз
Анкетирование
родителей
Декабрь 2023 заместитель
(законных
представителей)
на
предмет апрель 2024г. заведующего
удовлетворенности
качеством образовательных
услуг Консультации для родителей:
заведующий,
1. Консультация для родителей «Финансовая сентябрь
заместитель
грамотность»
заведующего,
2. Профилактика простудных заболеваний.
воспитатели
октябрь
3.Консультация
«Игра, как средство
групп
воспитания
дошкольников».
Распространение ноябрь
педагогических
знаний
среди
родителей,
теоретическая помощь родителям в вопросах
воспитания детей.
4. Поведение на открытом водоёме в зимний декабрь
период
5. Ребёнок один дома
январь
6. «Здоровье ребёнка в наших руках»
февраль
7.Консультация «Как провести выходной
март
день с ребёнком?». Предложить родителям ряд
мероприятий и приёмов проведения выходного дня
с ребёнком.
8. «Простые правила здорового образа апрель
жизни»
9. Консультация «Семья — мой дом родной.
Влияние семьи на развитие ребёнка». Формировать май
знания о влиянии семьи на развитие ребёнка.
10. Консультация для родителей: «Права июль
детей».
11. Консультация «Влияние родительских июль
установок на развитие детей»
12.
Памятка
родителям:
«Безопасное август
поведение детей на дороге».
Индивидуальные консультации для родителей по
текущим вопросам обучения и воспитания

заведующий
в течение года заместитель
заведующего
воспитатели

Фотовыставка «Как я провел лето с семьей»
август
Общие родительские собрания
1. «Начало учебного года - начало нового
этапа в жизни детского сада, родителей и его
воспитанников.
Цель:
расширение
контакта
между
педагогами
и
родителями;
моделирование
перспектив взаимодействия на новый учебный год;
повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с режимом ДОУ, с
задачами дошкольного учреждения на новый
учебный год, с программами воспитания и обучения
детей; обновить
анкетные
данные
семей
воспитанников, оформление родительских договоров
с
родителями
вновь
прибывших
воспитанников; выбор
общесадовского
родительского комитета; познакомить с процессом
адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
2. «Игра, как важнейшее средство
воспитательно — образовательной работы с детьми
в саду и семье». Приобщить к игре ребенка
в условиях семьи.
Подготовка к Новогоднему празднику.
3. «Оградим
детей
от
опасности».
Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма, профилактика
инфекционных
заболеваний, пропускной режим.
4. «Время подводить итоги»
• отчет о проделанной работе за 2023-2024
учебный год
• работа МБДОУ – детский сад № 393 в
летний
оздоровительный
период
и
комплектование групп на 2024-2025 учебный
год
• анкета-опрос
«Ваши пожелания
и
ожидания».
Привлечение родителей к субботнику на
участкеГрупповые
группы родительские собрания
Примерные темы (в соответствии с годовыми
задачами):
1. «Создание в семье условий, необходимых
для развития ребенка. Влияние РППС на
развитие ребенка, на его желание постигать
новое, совершать открытия,
экспериментировать»
2. «Роль игры в развитии детей дошкольного
возраста»

сентябрь
2023г.

заместитель
заведующего,
воспитатели
групп
заведующий
заместитель
заведующего
воспитатели

ноябрь
- заведующий,
декабрь 2023г. заместитель
заведующего,
воспитатели
март 2024г.

заведующий,
заместитель
заведующего,
воспитатели

май 2024г.
Заведующий
заместитель
заведующего,
воспитатели

сентябрь

воспитатели
групп

ноябрь

педагоги

3. «Формирование положительной мотивации февраль
у детей дошкольного возраста»
4. Подведение итогов воспитательно – апрель - май
образовательной работы, выполнение плана работы
за год.

педагоги
педагоги

2.3. Организация работы МБДОУ – детский сад № 393 с семьями
«социального риска»
Цель: формирование комплексной системы психолого - педагогической
поддержки семьи, находящейся в «группе риска» в условиях МБДОУ
– детский сад № 393, совершенствовать деятельность педагогического коллектива
ДОУ по оказанию помощи детям семей, находящихся в социально опасном
положении, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.
Методы работы с неблагополучными семьями:
• наблюдение за работой воспитателя с родителями при посещении семей, в
детском саду;
• анкетирование родителей;
• составление актов обследований неблагополучных семей, стоящих на
учете.
• индивидуальные консультации неблагополучных семей при посещении
педагогом;
• разработка рекомендаций для родителей в вопросах воспитания и развития
детей (эмоционально-волевая сфера, роста личности, девиантного поведения,
внутрисемейных отношений);
• профилактика асоциального поведения, пьянства, наркомании и т.д.
• педагогическое сопровождение детей, выявленных из неблагополучных
семей в условиях МБДОУ – детский сад № 393.
План работы с семьями «социального риска» на 2023 – 2024 учебный год
Таблица№2
№ Мероприятие
п/п
1
Сбор сведений о составе семьи
(полные, неполные, многодетные).
2
Выявление неблагополучных семей.
3
Ежедневный осмотр и беседа с детьми
из неблагополучных семей.
Обновление
банка
данных
о
4
неблагополучных семьях.
5

Дата проведения Ответственный
сентябрь

воспитатели

сентябрь
ежедневно

воспитатели
воспитатели

1 раз в квартал

воспитатели

Консультирование родителей и детей в течение года
из неблагополучных семей.

воспитатели

Консультации
для
родителей: в течение года
«Родителям
о
правах
ребенка»,
«Жестокое обращение с детьми»,
«Ваши вредные привычки убивают
вашего ребенка».
Разработка и распространение памяток в течение года
для родителей, оформление стендовой
информации «Права детей».
Рейды в неблагополучные семьи.
в течение года

заместитель
заведующего,
воспитатели

9

Ведение картотеки неблагополучных в течение года
семей.

заместитель
заведующего,
воспитатели

10

Сотрудничество
ОВД.

11

Анализ работы за год.

заведующий,
заместитель
заведующег
о
заместитель
воспитатели
заведующего
воспитатели

6

7

8

с

органами

опеки, в течение года

май

заместитель
заведующего,
воспитатели
заместитель
заведующего,
воспитатели

2.4. Условия реализации программы.
Кадровые условия:
В МБДОУ – детский сад №303 работает 22 педагога.
воспитатели – 16
педагог – психолог – 1
учитель – логопед – 2
музыкальный руководитель-2
инструктор по физической культуре - 1

Образование:
высшее – 17
среднее-специальное – 5
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечиваться в процессе освоения ими дополнительных профессиональных
образовательных программ в установленном объеме, не реже чем каждые 3 года в
образовательных учреждениях.
Информационные условия: официальный сайт МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД № 393
(tvoysadik.ru) официальная страница МБДОУ в ВКонтакте МБДОУ-детский сад №393 |
ВКонтакте (vk.com) позволяет транслировать информацию о реализации Программы.
Материально – техническое обеспечение не выдвигает особых требований к
реализации Программы, так как предполагает использование в основном
интеллектуального ресурса. Педагогический коллектив при реализации Программы
успешно использует интернет - ресурсы, имеют свои блоги или сайты,
зарегистрированы в профессиональных сообществах, где общаются с коллегами,
имеют возможность обогатить свои знания по работе с родителями воспитанников,
представить и свой собственный опыт.

Список литературы
1. Методические рекомендации по разработке критериев оценки результативности и
эффективности различных форм и методик реализации программ родительского
просвещения подготовлены в соответствии с пунктом 3 раздела 1 протокола
заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
от 18 декабря 2018 г. № 20.
2. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под
ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое
(инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
3. Современный детский сад. Каким он должен быть /Пособие для педагогов,
методистов и руководителей дошкольных организаций. Шиян О.А. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2019.
4. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие /О.Л. Зверева, Т.В.
Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и
развитие).
5.Детский сад Будущего: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.:ТЦ
Сфера, 2010. -128с.
6.Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации /Под
ред. Н.В. Микляковой. – М.:ТЦ Сфера, 2012. -128с.
7.Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи.
– М.:ТЦ Сфера, 2016. -128с.
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей. Я –
родитель | Сайт для родителей и детей (ya-roditel.ru) – Портал «Я – родитель» для ответственных
родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от
специалистов для родителей, полезные
подборки (информация о
службах
психологической помощи, познавательные блоги и передачи для детей,
информация о семейном устройстве детей сирот, финансовая грамотность семьи,
видеоуроки).
Национальная родительская ассоциация (nra-russia.ru) – онлайн центр информационной
поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с
Министерством образования и науки РФ). Портал включает следующие разделы:
консультации и советы
родителям
(в
области
педагогики,
психологии,
семейного
права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях,
угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения,
конкурсы для родителей.
https://растимдетей.рф/ – Навигатор для современных родителей.
Федеральный
портал
информационно-просветительской
поддержки
родителей
(создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал
размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп
(от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке
родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
(представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней
помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психологопедагогическому сопровождению ребенка и семьи).

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут нам узнать
индивидуальные
особенности
и
желания
Вашего
ребенка
для
создания
благоприятных условий его развития.
1.Ф.И. ребенка _____________________________________________________ Дата
рождения _____________________________________________________ Подпись
__________________________________
2.Ф.И.О.матери
__________________________________________________________________
Образование, род деятельности
__________________________________________________________________
3.Ф.И.О. отца
__________________________________________________________________
Образование, род деятельности
__________________________________________________________________ 4.
Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)
__________________________________________________________________ 5.
Есть ли в семье другие дети, их возраст, взаимоотношения с ними
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.Основные виды игр и занятий дома?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.Может ли ребенок сам найти себе занятие дома?
__________________________________________________________________ II. 1.
Как Ваш ребенок засыпает (быстро/медленно, спокойно/неспокойно, с
дополнительными воздействиями/без дополнительных воздействий)?
__________________________________________________________________ 2. Что
Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
__________________________________________________________________ 3. Как
ребенок спит?
а) спокойно;
б) беспокойно (чутко; часто просыпается, но легко засыпает вновь; бывают ночные
страхи, страшные сны; разговаривает во сне, др.
______________________________________________)
4. Как относится к введению новой пищи, аппетит
__________________________________________________________________ 5.
Заявляет ли о физическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить,
спать? _________________________________________________________________
6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно: ест ложкой, пьет из
чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании? (подчеркнуть) 7. Есть ли
у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается, крутит головой и
т.д.)? __________________________________________________________________
8. Часто ли болеет?
_________________________________________________________________ III. 1.
Как переносит разлуки с матерью?
_________________________________________________________________ 2.
Какова была максимальная длительность такой разлуки?

_________________________________________________________________ 3.
Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам?
_________________________________________________________________ 4. Как
относится к оценке взрослого:
- положительной:
________________________________________________________________ отрицательной:
_________________________________________________________________ 5.
Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому?
_________________________________________________________________
6. Легко ли идет на контакт с взрослыми, сверстниками (легко; избирательно;
трудно)?
V. 1. Каковы Ваши действия в следующих ситуациях: ребенок отказывается есть
__________________________________________________________ ребенок не может заснуть
__________________________________________________________ сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые
____________________________
- не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом, капризничает
__________________________________________________________________ 2. Как
Вы:
- ласкаете ребенка
__________________________________________________________________ поощряете ребенка
________________________________________________________________
- порицаете
__________________________________________________________________ VI. 1.
Как передвигается ребенок?
а) преимущественно бегом;
б) беготня чередуется со спокойным перемещением.
2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлении своей
жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время,
съедает ежедневно приблизительно одинаковое количество пищи, проявляет
активность или спокойствие в одно и тоже время суток)?
а) да; б) нет.
3. Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда
приходится спать на новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляться тем
или иным переменам в повседневной жизни)?
а) да; б) нет.
4. Как Ваш ребенок выражает свои чувства?
а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет. б)
протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается.
Документ подписан электронной подписью.

5. Какое настроение преобладает? а)
хорошее, бодрое;
б) подавленное, вялое или серьезное.
6. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять
настойчивость?
а) да; б) нет.
7. Проявляет ли Ваш ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда
надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус

любимого блюда; реагирует на запахи и пр.)?
а) да; б) нет.
СПАСИБО!

Приложение 2
Анкетирование «Сотрудничество»
1. Какого мнения вы о детском саде и педагогическом коллективе, в котором
пребывает Ваш ребенок?
_____________________________________________________________ 2.
Каким Вы видите воспитателя своего ребенка?
_____________________________________________________________
3. Какой Вы представляете группу, которую будет посещать Ваш ребенок?
_____________________________________________________________
4. Какие традиции и обычаи, по-Вашему мнению, должны развиваться в
детском коллективе?
_____________________________________________________________
5. Чем Вы могли бы помочь воспитателю в создании детского коллектива?
_____________________________________________________________
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и
опасения?
_____________________________________________________________

Приложение 3
Опрос «Отношение к ребёнку»
Цель:

изучить

отношения

родителей

к

собственному

ребенку,

к

перспективам его обучения и воспитания.
1. С каким чувством переступает порог детского сада Ваш сын или ваша дочь?
2. Как чувствует себя ребенок в коллективе группы?
3. Рассказывает ли Ваш ребёнок о своих друзьях или приятелей коллектива? 4.
Создает ли детский сад, по-Вашему мнению, необходимые условия для

развития Вашего ребенка?
Приложение 4
Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного
учреждения (по методике Е. Н. Степанова, видоизменена на ДОУ)
Цель: выявить
уровень
удовлетворенности
родителей
работой
образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход тестирования
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать
перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого
родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая
означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы: 4 –
совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать; 1 – не
согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Коллектив, в котором воспитывается наш ребенок, можно назвать
дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
2. В среде своих сверстников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1
–0
3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 –
1–0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и
педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
5. В группе, где воспитывается наш ребенок, хорошие воспитатели. – 4 – 3 – 2 – 1 –
0
6. Педагоги выстраивают правильные взаимоотношения с детьми. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
7. Наш ребенок не перегружен образовательной деятельностью. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
8.Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2
–1–0
9.В ДОУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему
ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
10.В ДОУ работают различные кружки, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3
–2–1–0
11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
12.В детском саду заботятся о физическом развитии и здоровье нашего
ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
13.ДОУ способствует формированию достойных поведенческих качеств
нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития
способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
15.ДОУ по-настоящему готовит нашего ребенка к школе. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как
частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее
количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о
высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то

можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же
коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого
уровня
удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Результаты анкетирования
Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 –
это
свидетельствует
о
высоком
уровне
удовлетворенности
жизнедеятельностью детей в группе МБДОУ – детский сад № 393 и его работой.

Приложение 5
Анкета для родителей воспитанников дошкольных образовательных
организаций на тему: «Удовлетворенность качеством образовательных услуг
в системе дошкольного образования» в 202__ году
№
п/п
1

2

3

4

Перечень вопросов
Удовлетворены ли Вы качеством
образовательной услуги дошкольного
образования (обучение, воспитание,
развитие детей)?
Удовлетворены ли Вы качеством
питания в дошкольном
образовательном учреждении?
Удовлетворены ли Вы качеством
дополнительных образовательных
услуг?
Удовлетворены ли Вы качеством
информированности об
образовательном процессе в
дошкольном образовательном
учреждении?

Да
(%)

Частично
(%)

Нет
(%)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».