ПРИНЯТО: на Педагогическом Совете МБДОУ - детский сад № 393 Протокол № _5_ от _30.05.2023 г. УТВЕЖДАЮ: Заведующий МБДОУ - детский сад № 393 ______________ А.Ю.Лапина Приказ № 25-од от 31.05.2023г ПОЛОЖЕНИЕ О календарно-тематическом планировании образовательной деятельности в МБДОУ - детский сад № 393 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о календарно-тематическом планировании образовательной деятельности с воспитанниками МБДОУ - детский сад № 393 (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 08.12.2020 г.№ 304-ФЗ; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерста образования и науки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СП 1.2.3685-21 от 28.01.2021 г. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом МБДОУ - детский сад № 393; - Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ – детский сад № 393 1.2.Данное положение устанавливает систему планирования образовательной деятельности в МБДОУ - детский сад № 393 единые требования к форме и содержанию планирования образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО с учетом ФОП и ФАОП ДО, с целью обеспечения полноты выполнения ОП МБДОУ – детский сад № 393и АОП МБДОУ детский сад № 393. 1.3. Планы образовательной деятельности с детьми являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом МБДОУ - детский сад № 393. 1.4. Срок действия настоящего Положения не ограничено и действует до принятия нового. Изменения и дополнения принимаются решением Педагогического совета МБДОУ - детский сад № 393 и оформляется в форме дополнения к настоящему Положению. 2. Задачи плана. 2.1. Обеспечение полноты реализации ООП ДО (или АООП ДО) МБДОУ детский сад № 393 в каждой возрастной группе, с учетом направленности группы. 2.2. Осуществление системности и последовательности в организации воспитательного и образовательного процесса. 2.3.Обеспечение взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (педагогами МБДОУ - детский сад № 393, детским коллективом и родителями (законными представителями)). 3. Принципы Плана 3.1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 3.2. Принцип научной обоснованности и практической применимости. Содержание Плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике групп МБДОУ - детский сад № 393. 3.3. Принцип интеграции содержания образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 3.4. Комплексно-тематический принцип. Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». 3.5. Принцип культуросообразности. Содержание Плана обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. 3.6. Принцип актуальности. Содержание Плана разрабатывается с учетом образовательных потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников, родителей, общественных и государственных институтов. 3.7. Принцип реалистичности. Предполагает соответствие содержания Плана не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям воспитанников, но и профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам МБДОУ - детский сад № 393. 4. Организация работы 4.1. Основа планирования педагогического процесса – Основная образовательная программа МБДОУ - детский сад № 393 (далее - ООП ДО) или АООП МБДОУ - детский сад № 393. Система планирования образовательной деятельности в МБДОУ - детский сад № 393 включает в себя: Календарно-тематическое планирование; Перспективное планирование образовательной деятельности (сетка); Календарное планирование. 4.2. Календарно-тематическое планирование: Составляется педагогами каждой возрастной группы. Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год, в срок до 30 августа, на основе ОП МБДОУ - детский сад № 393 (или АОП МБДОУ - детский сад № 393) в соответствии с установленной формой (Приложение №1) и является приложением к рабочей программе педагога. 4.2.1. Календарно-тематическое планирование должно отражать дату реализации интегрирующей темы 4.3. Перспективное планирование образовательной деятельности (Приложение № 2): 4.3.1. Перспективное планирование составляется и реализуется совместно педагогами каждой возрастной группы. 4.3.2. Перспективное планирование занятий разрабатывается на каждый месяц учебного года, до 25 числа текущего месяца на основе ООП МБДОУ - детский сад № 393 и календарно-тематического плана, должно иметь титульный лист. Перспективное планирование занятий должно отражать: месяц, учебные дни недели; интегрирующие темы недель решаемые педагогические задачи; учебно-методическое обеспечение. 4.4. Календарное планирование образовательного процесса (Приложение № 3): 4.4.1. составляется каждым педагогом МБДОУ - детский сад № 393, для каждой возрастной группы; 4.4.2. календарное планирование составляется на каждый день на первую и вторую половину дня; 4.4.3. календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня, циклограммой образовательной работы с детьми (Приложение № 4); 4.4.4. на начало каждого месяца определяется: комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна; план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе мониторинга детского развития). 4.4.5. календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. 4.4.6. компонентами календарного планирования являются: регламентированная деятельность (занятия); 4.4.7. Нерегламентированная деятельность: 4.4.7.1.В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей, деятельность не должна быть продолжительной по времени, ребенок должен увидеть результат своей работы; в утренний период планируется только знакомые для детей виды деятельности; вся работа, связанная с формированием культурно-гигиенических навыков, норм поведения; утренняя гимнастика, работа по закаливанию. 4.4.7.2. Прогулка: наблюдение; подвижные игры, спортивные игры/элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы, творческие; индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке занятийс детьми, которые недостаточно усвоили материал, с одаренными детьми, при подготовке к праздникам; труд 4.4.7.3. Во второй половине дня: все виды игр настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, театральные, развлечения, праздники, сюрпризы, проводимые воспитателем, планируются один раз в неделю; труд (ручной, хозяйственно-бытовой, коллективный, по подгруппам); воспитание художественной литературой и фольклором; работа с семьей обучающегося (воспитанника); работа по звуковой культуре речи (ЗКР). 4.4.8. Календарное планирование следует начинать с перспективного и перспективного плана занятий, учитывающего: требования к максимальной нагрузке образовательного процесса; требования календарно-тематического плана. 5. Документация и ответственность 5.1. Календарно-тематический, перспективно-календарный и календарный планы являются обязательными документами педагога. 5.2. Контроль за перспективно-календарным и календарным планированием осуществляется заместителем заведующего, старшим воспитателем не реже одного раза в месяц, а также в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. 5.3. На специально отведенной странице, фиксируется дата проверки, подпись, замечания рекомендации, с которыми проверяющий знакомит воспитателей и следит за их выполнением. 5.4. После окончания учебного года педагог сдает папку в архив в методический кабинет заместителю заведующего. Приложение № 1 Календарно-тематическое планирование Комплексно-тематическая модель Планирование образовательной деятельности (на неделю – с ____ по _______.) Группа: ________________ Тема недели ___________________________________________________________ Цель: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ Итоговое мероприятие: _____________________ Дата проведения итогового мероприятия:________________ Д е н недел ь и Совместная образовательная деятельность взрослого и детей Режим Групповая, подгрупповая Утро _ _ _ _ _ _ _ _ Занятия перед Прогул ка I Понедельник Работа сном Вечер Занятия Прогул ка II Индивидуальная Образовательная деятельностьв режимных моментах Организация РППС для Взаимодействие самостоятельной сродителями/ деятельности детей (центры социальными активности, все партнерами помещения группы) Приложение № 2 Перспективное планирование на месяц (картотека) Комплекс утренней гимнастики Гимнастика после сна Комплекс № Комплекс № Комплекс № Перспективное планирование работы с родителями на месяц 1 неделя Консультация …… 2 неделя Консультация…… 3 неделя Консультация 4 неделя Консультация Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Перспективное планирование дидактических игр 1 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. 2 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. 3 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. 4 неделя по развитию речи, по ФЭМП, познавательное развитие и т.д. Перспективное планирование подвижных игр 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Перспективное планирование игр-экспериментов 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Перспективное планирование игр-драматизаций 1 неделя 2 неделя 3 неделя Приложение № 3 Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день Пример календарного планирования Интеграция образовательных областей Образовательные области, задачи которых реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Групповая, подгрупповая Совместная игровая деятельность: дидактические и развивающие интеллектуаль ные игры. Чтение художественно й литературы. Совместный труд. Индивидуальная Закрепление пройденного материала по образовательным областям: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций. Создание условий для Взаимодействие с родителями/ социальными самостоятельной деятельности партнерами детей (в центрах активности, на участке детского сада) Образовательная деятельность. Режимные моменты. Утро: дежурство, поручения свободное общение на разные темы, решение проблемных ситуаций, рассматривание, самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, завтрак, игры малой подвижности, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Обогащение предметно развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания. Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые). Совместные праздники, досуги, занятия. Экскурсии. Совместное творчество. Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники. Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы, викторины. Родительские собрания, семейные гостиные, родительские клубы, семинары, открытые просмотры, мастер-классы. Семинары-практикумы, игровые образовательные программы. Анкетирование. Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ. Оформление родительских уголков. Буклеты, памятки, информационные листы. (занятия по регламенту) Указывается деятельность и краткое содержание занятий. Н-р, 1. Познавательно-исследовательская деятельность: РЭМП (Состав числа 10 из двух меньших. Сравнение предметов по величине. Деление целого на части: подготовка страниц для книжки-малышки). Прогулка: Подвижные и спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Познавательно исследовательская деятельность: наблюдения, опыты, эксперименты. Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, Закрепление пройденного материала по образовательным областям: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций. Свободное общение на разные темы, ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций. Самостоятельная деятельность детей. Обогащение предметно развивающей среды на участке. Создание мотивации к сюжетно ролевым играм, театрализованным, продуктивной деятельности (постройки из песка/снега). Творческие задания. огороде. Игры с песком (со снегом). Чтение художественной литературы. Кружки. Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительноконструктивные, игра-фантазирование, игры экспериментирования. Подвижные, дидактические, Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, обед, ситуативные разговоры. Закрепление пройденного материала по образовательным областям: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности. Вечер: оздоровительные и закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры, полдник, игры, Самостоятельная деятельность детей. Обогащение предметно развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций.