Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»
04.08.2025
Цель проекта : развитие
речи детей дошкольного возраста посредством
использования мнемотехники.
Задачи проекта :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при
составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т.
п. ;
- формировать умения детей связно,
последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о
различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас,
психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Тип проекта : педагогический, творческий,
практический для детей старшей группы (5-6 лет).
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла
проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом
рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные
произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность: «Раз речь не ясна, она не
достигнет своей цели»
(Аристотель).
Актуальность:
Проблема развития связной речи детей хорошо
известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это
не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком
через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот
почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой
деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
На сегодняшний день –образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у дошкольного возраста –явление
очень редкое.
1. Недостаточный словарный запас детей.
2. Бедная диалогическая речь.
3. Неспособность построить монолог.
4. Недостаточно развиты психические
процессы.
5. Неумение детей выделять главное в повествовании,
последовательно излагать
основные действия и события.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный
интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста
недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов
педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии
мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на
протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию
детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической
практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого
— «искусство запоминания» – это система методов и приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об
особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие
речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена
определенная информация.
Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания,
активизируют речевую деятельность, развивают мышление и
воображение.
Мнемотаблицы особенно эффективны при
разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);
таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Гипотеза: эффективность формирования связной
речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать
и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное
использование всех средств и методов для овладения связной речи в
работе с детьми.
Пути реализации:
- Работа с мнемотаблицей по теме «Времена
года»,
-занятия;
-беседы;
- Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице;
- дидактические и подвижные игры;
- Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;
- игровые ситуации;
- заучивание стихов на тему «Зима», с
привлечением родителей (мнемотехника);
- консультации для родителей;
- составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблиц
по загадкам;
- составление дома детьми вместе с родителями рассказа по
готовой мнемотаблице;
- индивидуальные беседы с родителями.
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения говорить связно,
последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о
различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц).
4. Составление картотек мнемотаблиц по
лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с
родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала,
расширяющего кругозор детей.
7. Участие в анкетировании.
Основной
Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками
– символами;
- Учить зарисовывать предметы и явления природы не только
символами, но и буквами.
- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять
схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;
- Использовать мнетаблицу при закреплении материала по
лексической теме.
- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений,
пальчиковой гимнастики.
- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при
автоматизации звука.
- Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми
альбомы по пройденным темам с рассказами и подбор материала к проекту
с рисунками.
Заключительный
Оформление выставок детско-родительских работ,
презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском
уголке. Проведение открытого занятия.
Перспективный план по познавательно-речевому развитию
для детей старшей группы №3
Дата Дети Родители Педагоги Примечание
13.01 Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице.
Приложение № 1
20.01 Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая
берёза» с использованием мнемотехники (приложение
Приложение № 2
25.01 Анкетирование родителей «Мнемотехника» Приложение
№ 3
03.02 Работа с мнемодорожками по теме «Времена
года. Зима». Приложение № 4
10.02 Составление загадок с помощью мнемотаблиц.
Приложение № 5
15.02 Консультация для родителей
Мнемотехника - искусство запоминания Приложение
№ 6
13.03 Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц (по
желанию) Приложение №7
10.03 Работа с мнемодорожками «Пословицы
и поговорки» Приложение №8
03.03 Консультация для педагогов
«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из
опыта работы) Приложение № 9
24.02 Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице
Приложение №10
24.03 Открытое занятие «Ранняя весна» Приложение
№11
Результативность:
-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались
наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое
воображение, логическое и образное мышление.
-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде
предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с
товарищами и взрослыми.
-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений,
используя их различные конструкции.
-Появился интерес к заучиванию стихов;
-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно
держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки
в речи товарищей.