Развивающая предметно-пространственной среда в подготовительной к школе группе.
02.03.2024
Ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста для
детей является ИГРА. Вся моя педагогическая деятельность направлена на
образование, воспитание и развитие моих воспитанников через игровую
деятельность. Именно поэтому насыщение и обновление развивающей предметнопространственной среды в группе для меня имеет первостепенное значение.
Развивающая предметно – пространственная среда в моей группе
организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься
любимым делом. При еѐ организации учитывали пять образовательных областей:
художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное
развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие. Активный
сектор занимает самую большую площадь в групповой комнате. Все
части группового пространства имеют условные границы, в зависимости от
конкретных задач игровой ситуации. Так же для самостоятельной деятельности
детей используем не только групповое помещение, но и спальню, раздевалку.
Все это способствует эмоциональному раскрепощению у моих воспитанников,
укрепляет чувство уверенности в себе. В подготовительной к школе группе
развивающую предметно – пространственную среду строим многоуровневую,
многофункциональную для осуществления процесса развития творческой
личности старших дошкольников, чтобы дать возможность наиболее эффективно
развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов,
уровня развития.
Правильно организованная развивающая предметно пространственная среда
дает возможность детям проявить инициативу, самостоятельность в организации
игры, поверить в свои силы, совершенствовать социо - культурные навыки во
взаимодействии со сверстниками и взрослыми, слышать других, уступать и
сопереживать детям, оценивать их поступки, быть нужным друзьям, а значит
чувствовать себя успешным.
Для развития самостоятельности и личностных качеств ребят, а также
активизации разных видов деятельности в подготовительной к школе группе
организованы центры активности, оснащенные необходимыми материалами и
оборудованием.
В группе есть центр развития речи «Говорим правильно», в нем есть
разнообразные книги, детские энциклопедии, дидактические игры, картинки для
составления рассказов, иллюстрации по темам недели, мнемотаблицы для
заучивания стихов, песен и алгоритмы для составления описательных рассказов.
Имеется центр патриотического воспитания. Для него совместно с
родителями были приобретены книги «История России», «Города России» и др. В
центре находится: символика страны, края, родного поселка, литература по
патриотическому воспитанию.
В центре «Игротека» находятся мозаики разных форм и размеров, комплекты
дидактических игр, геометрические фигуры, игры «Ходилки», пазлы разных
размеров и т. д. Все коробки с играми имеют специальную маркировку, что
позволяет детям при выборе игры, ориентироваться не степень еѐ сложности
(красный круг – сложная игра, синий круг – все могут играть, зеленый круг –
простая игра).
Центр двигательной активности «Физкульт-Привет!» - удовлетворяет
потребность детей в самостоятельной двигательной активности. Часто
инициативные ребята придумывают этапы эстафеты, а потом используют
оборудование из спортивного центра. Занимаясь, дети закрепляют разные виды
движений, правила действий в эстафете. Центр укомплектован дидактическими
играми, шашками, мячами разной величины, массажными дорожками для
закаливания, нестандартным оборудованием, для развития силы и ловкости. Все
это оказывает хорошее влияние на физическое развитие и здоровье детей.
Для развития у дошкольников представлений о взаимодействии человека с
природой, формированию познавательного интереса, любознательности,
наблюдательности, активизации мыслительной деятельности,
экспериментирования в группе был создан центр «Я и природа». Он наполнен
разным бросовым и природным материалом для экспериментирования и
исследований. Это крупы, песок, камни, шишки, гербарии, перья, ракушки,
створки мидий, лупы, пипетки и т. д. Совместно с детьми утвердили и соблюдаем
правила безопасности при работе с природными материалами.
Для организации детьми сюжетно – ролевых игр в группе присутствует
оборудование и мебель для таких игр как: «Больница», «Парикмахерская»,
«Супермаркет», «Дом» и др. Зоны игр выбираются и обустраиваются по желанию
детей на момент игры конкретными предметами, а так же предметами –
заместителями, которые могут применяться в играх другого сюжета. Все
вышеперечисленное, способствует развитию у детей воображения, творческого
мышления.
Центр «Безопасности» представлен макетом дорожного движения и
материалами по формированию правил поведения в быту. Все оборудование центра
используем в тематической образовательной деятельности, а так же в
самостоятельной.
Большим разнообразием представлен центр строительно – конструктивных
игр «Юный конструктор», есть конструкторы разного вида и размера, (лего от
самых крупных деталей до самых мелких, пластмассовый и деревянный
конструктор, конструктор «Фикстики» и др.) Для развития конструктивных
навыков используем схемы построек и изделий, что позволяет детям не только
сделать как на схеме, но еще и видоизменить по своей задумке, нарисовать свою
схему. Конструктор дети перемещают в любое место группы, играют как
подгруппами, так и парами, индивидуально с педагогом.
Для уединения в групповой комнате от других детей был создан уголок
«Тишины», он отгорожен ширмой, сделанной родителями и оформлен с участием
девочек, в соответствии со временем года, наполнен головоломками, лэпбуками
для рассматривания. Располагает к уединению, отдыху на мягких диванах,
спокойной беседе со сверстником.
Центр «Юный художник» всегда востребован детьми и к нему имеется
свободный доступ. Он наполнен акварелью, гуашью, кистями разного размера,
карандашами, восковыми мелками, цветной и белой бумагой, раскрасками,
пластилином и всем необходимым для творчества. Здесь дети оформляют афиши к
театральным постановкам, рисуют для мам и педагога открытки, предметы
оформления группы (осенние листья, снежинки и др.)
Для развития умения ориентироваться в собственных чувствах был создан
центр «Театральная гостиная», который очень любим детьми. Совместно с
родителями были изготовлены ширмы для настольного и теневого театров. Так же
присутствуют такие виды театров как костюмированный, масочный, пальчиковый,
би – ба – бо.
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но
и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными
игрушками - инструментами, свободно заниматься музыкальным творчеством. В
нашей группе мы создали центр «Музыки», он оснащен бубнами, погремушками,
дудочками, колокольчиком и т.д., которые используются детьми в свободной
деятельности. Физкультурные минутки проводим с использованием элементов
логоритмических упражнений или видео клипов, дети группы учатся выбирать на
экране телевизора и включать нужную песню или музыку.
В приемной – раздевалке имеется информационный центр для родителей:
режим дня, расписание образовательной деятельности, меню дня, рекомендации
педагога и специалистов ДОУ (музыкального руководителя, психолога и
логопеда).
Еще у нас есть «Экран», с помощью которого мы с ребятами делимся с
родителями ежедневными делами, которыми наполнена наша жизнь в группе
«Волшебники».